Эта история произошла в черные годы Катастрофы, в лагере Берген-Бельзен.
В один из вечеров заключенным евреям стало известно, что сегодня — первый вечер Хануки. Многие при этом известии заплакали. Ханука? Первая свеча? Где мы, и где Ханука… О каких свечах может идти речь в концлагере?
Но еще через час по лагерю пронесся слух, что зажигание все-таки будет — раби Исраэль Шапиро, раби из Блужова, будет зажигать свечу в своем бараке.
Кто мог прийти, приползти или приковылять — были там, несмотря на охрану. Видимо, Всевышний притупил ее бдительность…
Свеча была сделана из половинки картофелины, нескольких капель жира и фитиля, скрученного из нитей, которые выдернули из лагерного рубища.
Ее существование было чудом.
Раби установил свечу и полушепотом произнес три благословения:
Благословен Ты… Который заповедал нам зажигать свечу Хануки…
Благословен Ты… Который сделал чудеса нашим отцам…
Благословен Ты… Который дал нам дожить до этого времени…
И зажег огонек. Крошечное пламя вздрогнуло от общего вздоха: «Амен!».
Из группы евреев выбрался один и обратился к раву:
— Раби, я понимаю, почему мы говорим два первых благословения. Но третье?! Как можно благословлять за то, что мы дожили до такого времени, когда евреев убивают тысячами каждый день, каждый час?
Ответил ему рав:
— Ты по праву задаешься этим вопросом. Я и сам спросил себя об этом. Однако это великое благо — дожить до мгновения, когда видишь, что евреи не оставили своего Отца даже в страшных страданиях и невыносимых испытаниях, и продолжают соблюдать Его мицвот! Что они готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы зажечь свечу Хануки…
В эти дни каждый может спросить себя — готов ли он пожертвовать (нет, не жизнью!) — своим личным покоем или удобством, чтобы сохранить стан Израиля чистым от мрака греческой культуры, сберечь свет Торы и заповедей? Ведь именно во время Хануки нам даются для этого особые силы…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.