Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Ханукальные свечи, Ханука, Еврейские праздники, Реувен Пятигорский
«Мудрецы постановили, чтобы восемь дней Хануки, начиная с 25-го кислева, были днями веселья и прославления Всевышнего и чтобы вечером каждого из этих восьми дней у входа в дома зажигали светильники — напоминая о чуде с маслом, которое произошло в Храме». Так пишет Рамбам в «Законах Хануки».
В молитву Шмоне-Эсре, в благословение «Модим», добавляется специальная вставка — «Аль анисим». Она же вставляется в застольную молитву «Биркат амазон», в благословение «Моде». Утром в синагоге читают полный «Алель» — после «Шахрита», перед чтением Торы. Все восемь дней не говорят молитву «таханун», не постятся и не справляют траур.
Полагается устраивать трапезы — с песнями и весельем. Обычно едят блюда, сделанные из сыра и молока. Работать в эти дни не запрещено, но обычай требует, чтобы не занимались работой во время горения ханукальных огней.
Каждый вечер все восемь дней зажигают Ханукию, домашний светильник. Лучше всего, если Ханукия заправлена оливковым маслом, но годятся и свечи. У светильника — восемь свечей, по числу дней чуда в Храме. В первый вечер зажигают одну свечу — крайнюю справа, во второй добавляют еще одну — слева, причем сначала зажигают ее; так поступают каждый день, добавляя по свече. В последний вечер горят все восемь свечей.
Светом зажженной Ханукии нельзя пользоваться для обычных нужд: читать при нем, зажигать от него другие свечи и т.д. Рядом со свечами, чуть обособленно, ставят добавочный огонь — «шамаш», которым зажигают ханукальные свечи. Его светом можно пользоваться как обычно. Масла в светильниках должно хватить как минимум на полчаса горения после выхода звезд.
Ханукию ставят у входа, обращенного на улицу. Свечи зажигают там, где они стоят. Если на входной двери весит мезуза, то свечи ставятся на левой стороне при входе. В квартире, не имеющей выхода на улицу, свечи зажигают у окна, глядящего на улицу.
По обычаю свечи зажигают с заходом солнца или в момент появления звезд на небе. В случае задержки можно зажечь и позже.
Зажигают одну Ханукию на всю семью, которая присутствует при этом. Произносят соответствующие благословения, их можно найти в любом сидуре. В ханукальную пятницу свечи Хануки зажигают перед субботними.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю