Из цикла «Еврейские притчи», темы: Шлом байт, Брак, Развод, Раби Шимон бар Йохай
Эту историю рассказывают о раве Мордехае Гифтере, благословенна память праведника, который был рош ешива (глава ешивы) Тельц в Америке.
Однажды к нему домой пришёл аврех (женатый учащийся ешивы) и спросил: «Уважаемый рав, каждое утро жена просит меня вынести из дома мусор, а мне кажется, что не пристало человеку, посвятившему себя изучению Торы заниматься столь низменным делом. Как же мне быть?»
Рав не ответил сразу, а сделал вид, что задумался над столь «сложным» вопросом. Через некоторое время он глубокомысленно произнёс: «Я думаю, тебе не следует этого делать».
На следующее утро в дверь квартиры, где жил аврех и его семья, постучали. Хозяева не поверили своим глазам — на пороге стоял сам рош ешива. «Могу ли я помочь вам выбросить мусор?» — обратился рав Гифтер к онемевшей хозяйке дома.
Самое дорогое
Мидраш Раба (Шир а-Ширим, часть 1-ая) рассказывает историю о женщине из Цидона (современный Ливан), у которой десять лет не было детей.
В таком случае, если у мужчины тоже нет детей, Тора обязывает его развестись и жениться на другой, чтобы исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь».
И вот, женщина и её муж предстали перед раби Шимоном бар Йохаем и объявили своё решение о разводе. Что ж, сказал раби Шимон, если уж вы решили расстаться, я исполню ваше желание и оформлю развод, но с одним условием: день вашей разлуки должен стать таким же праздником, каким когда-то был день вашей свадьбы.
Супруги послушались раби Шимона и устроили пир. Во время праздника муж опьянел, расчувствовался и сказал жене:
— Возьми с собой всё, что дорого твоему сердцу в этом доме, и возвращайся в дом отца твоего.
Сказал и заснул.
А в это время жена позвала слуг и приказала им отнести спящего мужа вместе с кроватью в дом своего отца…
Утром, с трудом открыв глаза, муж испуганно спросил:
— Где я?!
— В доме моего отца, — ответила женщина.
— Но что я здесь делаю?
— Ты сам сказал мне, чтобы я взяла с собой всё, что мне дорого, а ничего дороже тебя у меня нет в этом мире!
Снова пошли они к раби Шимону. Услышав о случившемся, он молился за них. Вскоре в этой семье родился ребёнок.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот