Из цикла «Законы почитания родителей. Ялкут Йосеф», темы: Алаха, Родители, Уважение родителей, Рав Овадья Йосеф
98. Сыну не следует делать отца посредником, например, посылать его купить землю или что-то другое или принять за сына что-то, даже ради мицвы. Например, не следует посылать отца сделать Кидушин[1], или проверить хамец в его доме в ночь четырнадцатое Нисана, или отделить труму и маасер[2], т.к. считается наглостью делать отца посредником. Но если отцу это приятно, тогда в этом нет запрета.
99. Если сын просит родителей приготовить завтрак, или кофе, или пришить пуговицу, пусть он не использует выражение, которые выглядит как приказание, но скажет просто: «Нельзя ли поесть?», «Моя пуговица порвалась». Также, если он хочет, чтобы мама осталась с его детьми, пусть просто скажет, что они с женой уходят и нельзя ли оставить детей.
100. Когда родители спят, дети должны быть осторожны, чтобы не устраивать шум, и нельзя будить родителей, даже если у сына будет денежная потеря, если не разбудит отца.
101. Но если сын знает, что отец будет рад, если его разбудят, и, наоборот, расстроится, если проспит, например он хочет пойти в синагогу, или вовремя прочесть Шма, тогда, если это возможно, пусть сын попросит другого разбудить отца, а если нет, пусть разбудит его сам. И ради молитвы вовремя можно будить отца только, если иначе он проспит все[3] время молитвы. А если у отца есть возможность заработать, но для этого нужно его разбудить, например, ключ от магазина под его головой, тогда можно будить, только если отец заранее приказал, чтобы его разбудили, если придет клиент.
102. Если обычно отец читает Шма по мнению Маген Авраама и сын видит, что отец проспит пусть он его разбудит. Но, если отец иногда полагается на мнение ГР"А[4] и сын не думает, что он расстроится, если проспит Шма по мнению Маген Авраама, тогда пусть его не будит, кроме как если отец его попросил разбудить, чтобы прочесть Шма по строгому мнению.
103. Если отца или мать зовут к телефону, а они спят, пусть сын их не будит, кроме как если он знает, что иначе они расстроятся, если их не позовут. Также, если позвонил важный человек и мудрец Торы, с которым отец будет рад поговорить, можно отца разбудить. И можно положиться на звонящего, если тот говорит, что отец будет недоволен, если его не разбудят. Но лучше в такой ситуации попросить кого-то другого разбудить отца.
104. Если звонят из синагоги и им нужен десятый для миньяна, а отец спит и он уже помолился, но сын знает, что отец будет рад, если его разбудят чтобы помочь, тогда можно его разбудить, но, если возможно, лучше попросить другого сделать это.
105. Если зашли гости и хотят поговорить с отцом, а тот спит, тогда пусть сын его не будит, кроме как если он уверен, что отец потом расстроится, если его не разбудили. А если пришел важный человек и мудрец Торы, тогда, наверно, отец будет рад, если его разбудят, и это можно сделать, но лучше попросить другого разбудить отца.
106. Если отец спит, и пришел бедняк или габай попросить цедаку, если сын знает, что отец будет рад, если его разбудят, например, он любит этого бедняка и всегда хочет дать ему пожертвование, тогда пусть сын разбудит отца. Но если сын не уверен, обрадуется ли отец, тогда пусть он его не будит.
107. Пусть сын не рассказывает родителям то, что их расстроит, если им это необязательно знать. Также, если отец заболел раком, [и знание об этом ничем ему не поможет[5]], тогда пусть сын ему не сообщает об этом. И если отец спрашивает сына о своем состоянии, и он в опасности, пусть сын не рассказывает об этом. А в крайних случаях пусть сообщит отцу не сам, а через других.
[1] Теоретически, по еврейскому закону можно обвенчаться без присутствия жениха, через посланника. Например, можно послать кольцо невесте через другого человека. Но нельзя использовать отца для этой цели, т.к. это считается неуважительным.
[2] Доли урожая, которые отдают священникам и беднякам.
[3] У каждой молитвы есть положенное время, и обычно это несколько часов, поэтому, даже если отец пропустит обычное время молитвы, часто еще остается время помолиться, см. ниже.
[4] Дело в том, что есть разные мнения до какого времени можно читать утреннее Шма. Мнение Маген Авраама более строгое и обычно последнее время Шма по этому мнению на 36 минут раньше чем по мнению ГР"А.
[5] Конечно, в каждом конкретном случае нужно посовещаться с докторами. Иногда ничего сделать уже нельзя и от знания отца ничего не изменится, но только его расстроит, и может даже ускорить приближение смерти. Но в других случаях, отец может еще выбрать разные методы лечения, и поэтому ему может быть полезным знать о его состоянии.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю