Из цикла «Врата святости», темы: Клятва, Геином, Карет, Грех, Рав Хаим Виталь, Рав Лейб Александр Саврасов, Осквернение Имени Всевышнего
Осквернение Имени Всевышнего — самое тяжёлое из преступлений, как сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Йома 86а), о четырёх видах искуплений: «Преступил через осквернение Имени Всевышнего — раскаяние, Йом Кипур и страдания не искупают, а только день смерти, как сказано (Йешаяhу 22:14): “…Будет ли искуплен вам грех этот до смерти?!”».
Нида. Кроме того, что за это есть карет, сказано в Книге Зоhар (часть 2, Шмот 3аб): «Три [вида преступников] отталкивают Шхину от мира так, что люди кричат, но голос их не слышен, — вот они: нида, ибо нет в мире большей нечистоты, чем нечистота ниды…».
Суббота. Известно, что Суббота «весит» как все остальные заповеди, и у всех злодеев есть передышка в Субботу, и гаснет огонь Геhинома, но огонь, [пожирающий] осквернявших Субботу, не гаснет даже в Субботу. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Шабат 118б): «Если бы Израиль смог соблюсти две Субботы, как следует по закону, сразу пришло бы освобождение». И ещё сказали мудрецы, благословенной памяти (Там же): «Всякий, кто соблюдает Субботу, даже если он служит идолам, как Энош, ему прощают», как сказано (Йешаяhу 56:2): «Счастлив человек 253, который сделает это… бережёт Субботу от осквернения…».» И ещё написано (Йешаяhу 58:13,14): «Если вернёшь 254 в Субботу ноги твои… <…>…Тогда насладишься Всевышним…».
Нутряной жир и кровь. Известно, что наказание за это — карет, и они оскверняют душу.
Использование Святых Имён. Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Авот 1:13): «…Использующий корону — уйдёт», — это значит, что он будет искоренён из мира: пропадёт — он или его сыновья, умрёт — он или его сыновья, обеднеет — он или его сыновья. Унижающий мудрецов и предатель (доносчик). Они из числа тех, у кого нет будущего мира и кто не встанет во время оживления мёртвых.
Напрасное семя. Это хуже, чем пролить чужую кровь; кроме того, нет конца пролитой крови их и их детей. А в Книге Зоhар, глава Вайеhи (часть 1, 219б): «У всех преступников есть раскаяние, кроме этих. И от наказания за все преступления малолетний свободен, кроме этого, — ведь Эр и Онан были младше семи лет и умерли за это от руки Небес; более того, тогда это ещё не было заповедано. И о поколении Потопа написано (Берешит 6:12): “…ибо сгубила всякая плоть свой путь 255 на земле”. И все создания, от человека до скотины, и птицы небесные, и пресмыкающиеся были стёрты, и даже почва была стёрта на три ладони (в глубину). Такого не было со дня сотворения мира и больше не будет никогда. Более того, это произошло, когда были заповеданы только семь заповедей».
Запрещённая еда. Известно, что она оскверняет даже душу 256, как написано (Ваикра 20:25): «…и не оскверняйте души ваши…». Более того, отказывающийся от неё называется «святым», как написано (Ваикра 11:43—45): «Не оскверняйте души ваши… <…> …И освятитесь… Ибо Я — Всевышний, поднявший… И будете святыми, ибо Свят Я». А ты знаешь, что святость приводит к Духу святости.
Клятва, если она напрасная или ложная. Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Швуот 39а): «В час, когда Всевышний сказал: “Не произнеси 257…,” содрогнулся весь мир». И сказано (Иов 9:6): «Сдвигающий землю с места её, и столпы её задрожали», — и воды бездны хотели подняться и смыть весь мир. И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Швуот 39а): «За все преступления взыскивают с него 258, а за это — с него, с его семьи и со всего мира в целом». И даже если это правда 259.
И сказали мудрецы, благословенной памяти (Бемидбар Раба, начало главы Матот, пункт 22): «Шестьсот тысяч поселений было у царя Яная на царской горе, и все они были разрушены за клятвы, даже если те исполнялись». И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Ктубот 77б), о раби Йеhошуа бен Леви: «Сказал [о нём] Святой, благословен Он: “Посмотрите, если [хоть раз] в жизни он поклялся и отменил клятву у мудреца 260, — выгоните его из Сада Эден, а если нет, — оставьте”». Проверили, и обнаружили, что никогда в жизни он не просил отменить свою клятву, — более того, он никогда не клялся вообще.
253 В оригинале — энош (смертный), одно из названий человека в Торе.
254 Речь идёт о запрете покидать в Субботу границы поселения (города) — 2000 локтей от крайних домов.
255 «Путь» — дерех, на святом языке значит не только движение в пространстве, но и движение во времени. Дети, потомство — это продолжение, движение во времени, то есть «путь».
256 А не только тело.
257 «Не произнеси имя Г-спода, Всесильного твоего, напрасно…» (Шмот 20:7), — этот стих запрещает ложную и пустую клятву.
258 С преступника.
259 Запрещена не только ложная, но и «пустая» клятва, клятва, которая не нужна или не заповедана.
260 Если человек поклялся сделать нечто, а потом, в силу непредвиденных обстоятельств, не может это исполнить, он может освободить себя от этой клятвы с помощью мудреца.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю