Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Всевышний обращался к народу Израиля?

Темы: Моше, Пророчество, Дарование Торы, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, у меня возник вопрос относительно того, как Вс-вышний открывался народу Израиля в древние времена. В Бемидбар 12:6—8 сказано: «И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Г-спода зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше?»

Я так понимаю, что Вс-вышний только с Моше говорил наяву, обычной речью… Где-то я читала, что традиция придерживается такой же точки зрения (возможно, я что-то не так поняла). Но при прочтении книги Йова обратила внимание на этот стих «И отвечал Г-сподь Йову из бури и сказал» (38:1). После начала искать и обнаружила, что Вс-вышний так же (не во сне и не в видении, а через бурю) разговаривал с Эйлийау (1 Мелахим 19).

Скорее всего, я неправильно поняла стих из Бемидбар… Не могли бы Вы объяснить мне, как, согласно традиции, Вс-вышний обращался к народу Израиля?

О.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая О.!

Рамбам настаивал, что одним из постулатов нашей веры должно быть признание особенности пророчества Моше. В то время как остальные пророки слышали голос Вс-вышнего, иногда видели во сне или в особом состоянии какие-то видения, через бурю, как Вы упомянули (хотя упоминанию бури в книге Ийова комментаторы находят дополнительные причины), Моше рабейну говорил с Б-гом напрямую. Мало того, слова, звучавшие из уст Моше и слышимые всем Израилем, были не его словами, а прямой речью Творца. Тогда как остальные пророки воспринимали сказанное или показанное Всевышним через призму своей души и интеллекта, а потом передавали это другим. Даже если он слышали прямую речь Творца, им приходилось впоследствии говорить об этом своими словами — трудно сказать, слышали ли они именно все эти слова от Всевышнего или воспринимали каким-то образом то, что Он хотел им передать. Моше же слышал каждое слово, и поэтому в Торе редко встречаются обороты, принятые у пророков, например «так сказал Б-г». Тору Моше просто записал под диктовку Б-га.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Почему прекратилось пророчество?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.