Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Бааль Шем Тов, Алия, Хасидизм, Александр Кац
Раби Гершон бар Авраам Кутовер (ок. 5456—5521 /1696—1761/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, один из ближайших учеников основателя хасидизма р. Исраэля Бааль Шем Това (Бешта).
Родился в Галиции, в городе Броды.
Учился в знаменитом бродском клойзе — здесь его соратником по изучению Торы был р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда), ставший впоследствии главным раввином Праги.
Р. Гершон возглавлял в Бродах один из четырех раввинских судов.
Он был известен далеко за пределами Польши. Один из духовных лидеров поколения р. Йонатан Эйбешиц называл его «знаменитым праведником, выдающимся знатоком Торы и божественным кабалистом». Уже упомянутый р. Йехезкель Ландо в одном из своих респонсов также отзывался о р. Гершоне как о «совершенном мудреце и святом праведнике» (Нодэ бийеуда, Эвен аэзер 73).
Около 5485 /1725/ года его сестра вышла замуж за бедного меламеда р. Исраэля бар Элиэзера, прославившегося впоследствии под именем Бааль Шем Тов.
Рассказывают, что отец р. Гершона, р. Авраам Кутовер из Брод, побывав в местечке, где жил Бааль-Шем-Тов, заключил с ним соглашение о предстоящем браке. Однако, возвращаясь в Броды, р. Авраам Кутовер заболел и вскоре скончался. Разбирая бумаги отца, р. Гершон обнаружил среди них брачное соглашение, но в нем не было указано, в каком городе живет жених. И лишь несколько месяцев спустя в доме р. Гершона появился сам Бааль-Шем-Тов, одетый в простое крестьянское платье, — до поры он скрывал под обликом деревенского простака свое величие в Торе. Р. Гершон, погруженный в изучение книг, велел передать гостю милостыню, но Бааль-Шем-Тов заявил, что пришел за своей невестой, и предъявил копию брачного договора.
В течение нескольких месяцев после состоявшейся свадьбы р. Гершон пытался обучить своего «невежественного» шурина, но затем, отчаявшись, предложил сестре развестись с «неучем» — а когда она отказалась, р. Гершон, купив им коня и телегу, отправил молодую семью из Брод (Шивхей Бешт 4—5).
Позднее он снял для них в аренду постоялый двор в Карпатских горах, неподалеку от местечка Кутова, из которого происходила семья Кутоверов.
После того, как около 5494 /1734/ года р. Исраэль Бааль Шем Тов «открылся» и начал широко проповедовать свое учение, р. Гершон Кутовер стал одним из самых горячих последователей своего шурина. Около 5500 /1740/ года он переехал в город Меджибож, где после длительных странствий обосновался Бааль Шем Тов со своими учениками. Р. Гершон стал домашним учителем Цви, единственного сына Бааль Шем Това.
В 5503 /1743/ году р. Гершон отправился в Землю Израиля, чтобы по поручению Бааль Шем Това установить связь с выдающимся кабалистом р. Хаимом Ибн Атаром (Ор ахаим) и создать с ним совместный центр по изучению сокровенных разделов Торы. Однако, прибыв в Йерушалаим, р. Гершон уже не застал р. Хаима Ибн Атара в живых.
Р. Гершон посетил многие святые места. Согласно свидетельству современника, «оказавшись напротив горы, где когда-то стоял Храм», р. Гершон «от горечи и скорби несколько раз подряд падал в обморок — так, что с трудом удалось привести его в сознание» (Сарей амеа 6:7).
Спустя некоторое время р. Кутовер возвратился в Меджибож и провел еще несколько лет рядом с Бааль Шем Товом, все глубже постигая его учение.
В 5506 /1746/ году р. Кутовер вторично прибыл в Землю Израиля, чтобы распространять там учение Бааль Шем Това. На этот раз р. Гершон и его семья поселились в Хевроне, где они были единственными ашкеназскими евреями — выходцами из Восточной Европы.
В 5513 /1753/ году р. Кутовер вновь посетил Йерушалаим и пробыл в городе две недели.
В письме, обращенном к Бешту, р. Гершон поведал о загадочных событиях, связанных с этим посещением святого города. В первый же Шабат к нему явились все ашкеназские евреи Йерушалаима, которые были наслышаны о нем от евреев Хеврона, — они попросили его возглавить их общину. Р. Гершон «попытался убежать от почета, как делал это всю жизнь», но его «принялись настойчиво уговаривать» и не отступали от него в течение восьми дней. Более того, к переговорам присоединились выдающиеся сефардские мудрецы, также настаивающие на том, чтобы он «поселился в Йерушалаиме».
В день, когда р. Гершон все же собрался покинуть город, иерусалимские евреи окружили его в доме учения. Они «начали плакать» и «до такой степени разбили сердце» р. Гершона, что он в конце концов согласился. Иерусалимские евреи «возрадовались великой радостью» и в тот же день арендовали для нового раввина роскошную квартиру и дом учения, где бы он мог обучать Торе. Они вручили р. Гершону ключи и снарядили посланца, который должен был за их счет привезти из Хеврона жену и детей раввина. Но, когда р. Гершон сел, чтобы написать письмо жене, он внезапно «почувствовал, что его рука обездвижилась», будто скованная параличом. Он сказал иерусалимцам: «Братья мои! Разве вы не видите, что все это не угодно Всевышнему?!». Его снова «принялись убеждать», но он «ощущал великую грусть — будто все печали Йерушалаима обрушились на него». Так и не сумев написать письмо, р. Гершон сам отправился за семьей, но к нему приставили специальных посланцев общины, которым поручили следить, чтобы он «не передумал и не остался» в Хевроне.
И все же р. Гершон не возвратился — спустя несколько недель в Йерушалаиме вспыхнула эпидемия, «унесшая жизни двухсот евреев, в том числе и нескольких выдающихся мудрецов», и ашкеназская община в городе перестала существовать. «Лишь тогда, — приписал р. Кутовер в завершение письма, — я осознал величие того чуда, которое совершил со мной Б-г, прославляемый во веки веков!» (Гинзей нистарот 66; Сарей амеа 6:7).
В последующие годы р. Гершон Кутовер все же возвратился в Йерушалаим, где занимался в ешиве кабалистов Бейт Эль, возглавляемой выдающимся мудрецом из Йемена р. Сар-Шаломом Шараби.
Р. Гершон Кутовер умер в Йерушалаиме двадцать пятого адара (первого месяца адар) високосного 5521 /1761/ года.
Его могила на Масличной горе была вновь обнаружена после Шестидневной войны 5727 /1967/ года.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю