Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание праведника и каббалиста.

Раби Александр Зискинд (Йесод вешореш аавода; умер в 5554 /1794/ г.) — выдающийся праведник и кабалист.

Жил в г. Гродно. Целиком погруженный в изучение Торы и молитвы, он на протяжении многих лет практически не покидал своего дома.

Упорным трудом он отшлифовывал и совершенствовал свой характер, приобретая власть над влечениями и страстями. Среди разнообразных методов его духовной работы был и такой: после постов он утолял голод мелкими рыбешками с многочисленными косточками и хрящами — из-за этого он был принужден есть очень медленно, не набрасываясь на пищу (Сарей амеа 6:2).

Р. Александр Зискинд написал книгу Йесод вешореш аавода (Основа и корень служения), ставшую своеобразным кодексом нравственного поведения и руководством к совершенному выполнению заповедей. Он особенно подчеркивал значение трех фундаментальных основ, на которых строится служение Творцу: кавана — душевный настрой и концентрация на выполняемой заповеди, симха — радость, испытываемая от возможности выполнять заповедь, и итлаавут — воодушевление и духовное пробуждение, вызываемое ее выполнением.

В виде приложения к книге р. Александр Зискинд поместил подробнейший комментарий на те разделы книги пророка Йехезкеля (гл. 40-44), в которых говорится о возведении Иерусалимского Храма в «конце времен». Р. Александр Зискинд пояснил: существует мнение мудрецов, согласно которому, «возведение Храма предшествует воцарению потомка Давида (т.е. Машиаха)» — и когда наступит момент, подходящий для строительства Храма, мы должны будем точно и во всех подробностях знать, как именно следует его возводить (Сарей амеа, там же).

Книга Йесод вешореш аавода впервые вышла в свет в 5542 /1782/ году.

В последующие годы книга выдержала множество изданий и вошла в ряд классических произведений мусара (еврейской этики).

Один из выдающихся лидеров хасидизма р. Нахман из Бреслава говорил, что р. Александр Зискинд «был хасидом еще до возникновения хасидизма».

Он покинул этот мир восемнадцатого адара 5554 /1794/ года (во второй адар високосного года). На могильном камне он завещал выгравировать: «Александр Зискинд, сын Моше, рожденный Ривкой, — служитель Б-га».

В своем завещании он щедро передал детям основные ценности, накопленные им за долгую жизнь. Он заповедал: «Примите над собой власть нашего Творца и Создателя — и каждую свободную минуту трудитесь над познанием Его святой Торы… И если вам, не дай Б-г, придется погибнуть, отдав жизнь за свое еврейство, пожертвуйте своей жизнью ради Него с великой, безмерной, радостью». И в самом конце завещания он прибавил: «И пусть неизменным будет ваше стремление к Земле Израиля — и по пути, по которому человек стремится идти, его поведут с Небес».

Его потомки взяли себе фамильное прозвище Бараз — аббревиатура слов «Бней раби Александр Зискинд» (Сыновья р. Александра Зискинда).

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


В праздник Шавуот принято читать Книгу Рут, повествующую о судьбе моавитянки Рут. Рут (в русской традиции ее называют Руфь) присоединилась к еврейскому народу, приняла иудаизм и впоследствии стала основательницей династии царей из дома Давида Читать дальше

Книга Рут (Руфь)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.

Шавуот, праздник дарования Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Обычай учить Тору всю ночь Шавуот

Рут и семя Машиаха 5. Брак по левирату и брак с моавитянкой

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Обычай, согласно которому после смерти мужа бли­жайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоми­нается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды

Рут и семя Машиаха 2. Грехи древних

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами