Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Философия, Каббала, Ришоним, Александр Кац
Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра (Радваз; 5240-5334 /1480-1574/ гг.) — глава еврейских общин Египта и Земли Израиля.
Родился в Испании; в возрасте двенадцати лет покинул страну вместе с другими изгнанниками. В 5253 /1493/ году семья прибыла в Цфат. Юный Давид Ибн Зимра учился у знаменитого праведника и чудотворца р. Йосефа Сарагоси, жившего в деревне Эйн-Зейтун возле Цфата.
По завершении периода ученичества Ибн Зимра переселился в Йерушалаим. Спустя несколько лет он посетил Марокко, а в 5272 /1512/ году обосновался в Каире, столице Египта. Здесь он стал городским даяном (судьей), а затем — главным раввином Каира и всей страны.
Ибн Зимра был очень богат — он составил значительное состояние на международной торговле кожами и зерном, опередив в конкурентной борьбе даже знаменитые купеческие «дома» из Венеции. Значительную часть своих доходов он тратил на благотворительные цели — а за свою обширную деятельность в качестве раввина он не принимал никакого вознаграждения (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
На свои средства он основал в Каире ешиву. Его ближайшими учениками были р. Бецалель Ашкенази (Шита мекубецет) и р. Ицхак Лурия (Аризаль), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Святой Земли, а также р. Яаков Кастро (Маарикаш), будущий глава евреев Египта.
Возглавляя еврейскую общину Египта в течение сорока лет, Ибн Зимра стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) в своем поколении — со всех концов диаспоры обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Сохранилось более трех тысяч его письменных ответов — респонсов, большая часть из которых напечатана в различных алахических сборниках.
В своих псаках он склонялся к взвешенным и мягким решениям, поясняя: «Я не нахожу возможным вводить новые устрожения в тех законах, в которых не устрожали прежние поколения. Дай Б-г, чтобы сыны Израиля соблюдали то, что уже на них возложено, — а тот, кто стремится предъявлять к народу максимальные требования, обычно остается ни с чем».
Его респонсы свидетельствуют, что он был выдающимся знатоком всех разделов Торы, а также глубоким специалистом в астрономии, медицине и других областях знаний.
В одном из своих респонсов он подчеркивал, что «великие еврейские мудрецы прежних поколений занимались изучением философии Аристотеля и других наук: среди них Сеадья Гаон и Ай Гаон, р. Шломо Ибн Габироль и р. Йеуда Алеви, р. Авраам Ибн Эзра и Рамбам». И, тем не менее, по его собственному признанию, он «не рекомендовал своим учениками заниматься философией, потому что в наше время ее источники замутились, а сердца измельчали» (т.е. сердца его современников уже были не в состоянии, восприняв чуждое Торе мировоззрение, сохранить чистоту веры).
В 5312 /1552/ году Радваз (аббревиатура слов «раби Давид бен Зимра») возвратился в Землю Израиля и стал раввином Йерушалаима. Несмотря на то, что он уже перешагнул порог своего семидесятилетия, Радваз был полон энергии и жизненных сил, — под его влиянием в общине святого города началось духовное пробуждение.
Здесь, в Йерушалаиме, Радваз завершил свои знаменитые комментарии к целому ряду разделов кодекса Рамбама Мишнэ Тора.
Впервые его комментарии были опубликованы в 5517 /1757/ году в типографии турецкого города Измира (Смирны). В большинстве классических изданий кодекса Мишнэ Тора они печатаются рядом с основным текстом разделов Зераим и Афлаа (там, где отсутствует комментарий Магид мишнэ, составленный двумя веками раньше испанским мудрецом Доном Видалем Ди Толосой.
Радваз создал также ряд кабалистических сочинений. В трактате Маген Давид (Щит Давида) приоткрываются тайны, связанные с буквами еврейского алфавита (впервые напечатан в типографии Амстердама в 5473 /1713/ г.). Трактат Мецудат Давид (Крепость Давида) посвящен кабалистическому анализу шестисот тринадцати заповедей Торы (впервые издан в 5622 /1862/ г.). Трактат Мигдаль Давид (Башня Давида) представляет собой кабалистический комментарий на Песнь Песней (впервые опубликован в 5643 /1883/ г. в типографии г. Львова).
В 5327 /1567/ году, после тринадцатилетнего пребывания в Йерушалаиме, Радваз был вынужден оставить город из-за непомерных поборов турецкого наместника, положившего глаз на его имущество. Радваз отправился в Цфат, чтобы провести последние годы жизни в сложившемся там кружке выдающихся знатоков закона и кабалы. Едва лишь праведный старец приблизился к черте города, вся община Цфата во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом Каро, автором кодекса Шульхан арух, вышла ему навстречу, чтобы оказать особый почет.
Вместе с р. Йосефом Каро и главным раввином Цфата р. Моше Терани (Мабитом) Радваз принимал участие в деятельности раввинского суда, которым был в тот период самым авторитетным в еврейском мире, — и он на правах старейшины получил почетное право возглавлять судебные заседания.
Раби Давид Ибн Зимра умер в Цфате в 5334 /1574/ году — ему было девяносто четыре года.
Погребен на старинном кладбище Цфата.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю