Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Египет, Рав Александр Кац, Сефарды
Раби Яаков бар Авраам Кастро (Маарикаш; ок. 5285—5370 /ок. 1525—1610/ гг.) — глава еврейских общин Египта.
Родился в Египте. Внук р. Авраама Кастро, казначея Египта и управляющего монетным двором.
В юности совершил паломничество в Землю Израиля и учился в Иерусалиме у р. Леви Ибн Хабиба (Ральбаха; см.), главного раввина святого города.
Возвратившись в Каир, изучал Тору у духовного руководителя евреев Египта р. Давида Ибн Зимры (Радваза; см.).
Возглавлял в Каире общину мистаарвим (евреев, говоривших по-арабски — в отличие от выходцев из Испании, говоривших на языке ладино). Постоянно поддерживал алахическую переписку со своими наставниками — Ральбахом и Радвазом, переселившимся в Иерусалим, а также с великими мудрецами Цфата — р. Йосефом Каро (см.) и р. Моше Терани (Мабитом; см.).
Руководил большой ешивой в Каире.
В 5330 /1570/ году Маарикаш вновь посетил Святую Землю; в Цфате он был гостем в доме р. Йосефа Каро.
После того, как в 5348 /1588/ году раввин Каира р. Бецалель Ашкенази (см.) «поднялся» в Иерусалим, Маарикаш сменил его на этом посту — он стал духовным и административным главой евреев Египта. Со всех концов страны обращались к нему со сложными алахическими вопросами — его респонсы собраны в книге Оалей Яаков (Шатры Яакова).
Маарикаш написал также хидушим (аналитические заметки) к нескольким трактатам Талмуда, однако сохранились только хидушим к трактату Бейца — они изданы под названием Толдот Яаков.
Умер в Каире, в 5370 /1610/ году.
с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот