Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и педагог, руководитель ешивы Мир

Раби Элиэзер-Йеуда бар Натан-Цви Финкель из Мира (5639-5725 /1879-1965/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог, руководитель ешивы Мир.

Сын одного из основателей движения Мусар р. Натана-Цви Финкеля, известного как Саба из Слободки.

Учился в Слободке под руководством отца, а также в ешивах Кельма, Глуска и Радина.

В 5657 /1897/ году отец направил его с группой из четырнадцати своих учеников в г. Слуцк, где создавалась новая ешива — филиал ешивы в Слободке. Здесь он стал одним из ближайших учеников руководителя этой ешивы р. Исера-Залмана Мельцера.

В 5663 /1903/ году р. Элиэзер-Йеуда женился на дочери р. Элияу-Баруха Камая, возглавлявшего общину и ешиву белорусского городка Мир. Поселившись в Мире, он стал ближайшим помощником тестя в руководстве ешивой, а начиная с в 5667 /1907/ года возглавил ее.

В этот же период на пост машгиаха был приглашен другой выпускник Слободки р. Йерухам Лейвович, и ешива г. Мира приобрела новый облик, приблизившись по своему уровню к ведущим учебным заведениям, принадлежащим к движению Мусар, — таким, как ешивы в Слободке, Телзе (Тельшае) и Слуцке.

В 5681 /1921/ году, после шести лет скитаний военного времени, ешива возвратилась в Мир, вошедший в состав независимой Польши.

Р. Элиэзер-Йеуда привлек к преподаванию в ешиве старшего брата своей жены р. Авраама-Цви Камая, ставшего новым главным раввином г. Мира, а также двух одаренных молодых знатоков Торы — р. Йехезкеля Левинштейна и своего зятя р. Хаима Шмулевича.

В период между двумя мировыми войнами ешива приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы — к середине 5690-х /1930-х / годов число учеников в ней возросло до пятисот, причем, многие из них приезжали из других стран, в том числе, и из США (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3 с.54).

Р. Элиэзер-Йеуда самоотверженно заботился о каждом ученике. По свидетельству его близких, он особенно любил, когда студенты делились с ним самостоятельно сделанными открытиями. Р. Хаим Шмулевич вспоминал, что глава ешивы «мог с увлечением выслушать или прочитать сотню и более сочинений учеников подряд — и, несмотря на то, что все они строились на одном и том же талмудическом материале, хорошо известном ему, он впивался в последнее сочинение с не меньшей жаждой, чем в первое» (Везэ шаар ашамаим с.575-576; Маасей авотейну, Аазину).

С началом второй мировой войны в 1939 году г. Мир оказался в зоне советской оккупации — еврейские общинные учреждения сразу же подверглись репрессиям, и ешиве угрожало закрытие.

В этой обстановке, осенью 5699 /1939/ года, одному из учеников удалось услышать сквозь треск и свист советских «глушилок» передачу лондонского радио, в которой сообщалось, что советское правительство планирует передать захваченный Красной армией город Вильно (Вильнюс) под суверенитет независимой Литвы. В последующие двое суток все студенты, а также большинство преподавателей ешивы покинули Мир — они успели обосноваться в Вильно, и были «вручены» Литве вместе с городом (Е. Ляйтнер, Спасение Торы из огня Катастрофы с.19-20).

Сразу же после этого р. Элиэзер-Йефяуда принял решение перевести свою ешиву в полном составе на Землю Израиля, однако из-за эмиграционной квоты, установленной британскими властями подмандатной Палестины, ему не удалось добыть необходимое количество сертификатов, дающих право на легальный въезд в страну. После того как летом 5700 /1940/ года Литва была «добровольно» присоединена к СССР, р. Элиэзер-Йеуда стал настойчиво искать пути бегства из социалистической западни. Он создал особую группу «дипломатов», в которую вошли наиболее инициативные студенты, — в кратчайший срок им удалось достать выездные визы для большинства сотрудников и учащихся ешивы. В начале зимы 5701 /1940/ года ешива выехала поездом из Ковно (Каунаса) во Владивосток, а оттуда — на корабле в Японию (Зерах Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.73-75).

Сам же р. Элиээзер-Йеуда не последовал за ешивой, а воспользовался палестинским сертификатом, предоставленным ему и его семье: той же зимой он отбыл через Одессу и Стамбул на Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.

К 5704 /1944/ году он собрал вокруг себя небольшую группу учеников, призванную стать ядром возрожденной ешивы Мир. После окончания войны к нему присоединилась часть студентов, переживших эти годы в Японии и китайском городе Шанхае.

В 5709 /1949/ году состоялось официальное открытие ешивы, а к 5713 /1953/ году в иерусалимском квартале Бейт-Исраэль для нее было возведено особое здание.

Новое помещение было рассчитано на сотни учеников, хотя к тому времени в ешиве училось лишь несколько десятков студентов. Р. Элиэзер-Йеуда сказал с улыбкой, что «придет день, когда в зале будет не хватать мест». И действительно, к середине 5720-х /1960-х/ годов в Мире занималось уже более двухсот учеников, а позднее — и более тысячи (Везэ шаар ашамаим с.536-537).

На протяжении всей жизни р. Элиэзер-Йеуда не прерывал многочасовых, упорных занятий — как правило, в течение каждого года он заканчивал полный цикл изучения всего Талмуда.

«Как ты можешь ложиться спать, если не занимался, как минимум, четырнадцати часов в день?! — спросил он как-то одного из внуков. — Я просто не могу понять этого!» (там же с.575).

Его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду были собраны в книге, озаглавленной Диврей Элиэзер (Речения Элиэзера).

В мире ешив эта книга и сегодня является важным пособием при изучении Талмуда.

Р. Элиэзер-Йеуда Финкель умер девятнадцатого Тамуза 5725 /1965/ года.

Во главе ешивы его сменили зять р. Хаим Шмулевич и сын р. Биньямин-Бениш Финкель.

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?