Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Один из наших сотрудников недавно побывал в белорусском местечке Мир, где до войны распологалась знаменитая Ешива Мир, и сделал несколько фотографий.

В Мире есть местный музей, где особое внимание уделено еврейскому прошлому местечка.

В одном из зданий йешивы теперь почта, другое перестраивается под гостиницу. Третье здание, которую экскурсовод почему-то определил как микву (на микву, правда, не похоже) — стоит в запустении. Государство готово передать его за символическую сумму. Так что если кто-то желает организовать йешиву или колель в историческом здании йешивы Мир — это вполне реально.

Мир

Лет через десять после организации ешивы в Воложине учебное заведение подобного типа создал в 1815 году в небольшом литовском городе Мир1 самый большой знаток Торы в общине и деловой человек Шмуэль Тикитинский. Первые восемь лет он один поддерживал ешиву, но затем к нему присоединился его сын Авраам, возглавив ешиву Мир. Она стала популярной и к 1840 году насчитывала сто учеников.

Мирский замок

Мирский замок.

Одно из зданий ешивы

В 1835 году Шмуэль и Авраам Тикитинские трагически погибли. Возглавить ешиву пригласили рава Йосифа Давида Мирера, раввина Мира. А в 1850 году в ешиву вернулся внук основателя Хаим Лейб Тикитинский и стал ведущим равом ешивы. У него были выдающиеся педагогические способности, и под его руководством Мир стал очень важной ешивой, второй после Воложина по числу учеников и репутации.

Дом раввина

Дом раввина

Рав Хаим Лейб умер в 1899 году, и единственным, кто мог его заменить, став лидером, был его младший сын Авраам. Но, несмотря на официальное положение рош ешивы — главы ешивы, он тут же стал искать харизматическую личность, которая могла бы вдохновлять и расширять это учебное заведение. В то же время, в 1899 году рав Элияу Давид Рабинович-Тумим оставил пост раввина Мира, чтобы переселиться в Иерусалим. Появилась возможность взять одного человека как раввина города и второго — на место главы ешивы. Им стал рав Элияу Барух Камай.

Под его руководством Мир стал ведущей ешивой Литвы и пережил царские преследования, которые не удалось преодолеть Воложину. Перед первой мировой войной в Мире учились около двухсот пятидесяти студентов. Оттуда вышли многие выдающиеся раввины3, ешива оказывала сильное влияние на еврейскую жизнь в Литве. Стиль обучения рава Камая сочетал глубокий анализ с блестящим огнем пилпуля, это привлекало способных студентов, как и его замечательная личность и дружественное отношение к ученикам.

Через несколько лет рав Авраам Тикитинский оставил Мир, лишившись зрения из-за болезни глаз, но продолжал давать лекции по Талмуду по памяти. Потом он переехал в Минск, где умер в 1921 году. Тогда рав Камай пригласил в ешиву своего зятя, рава Элиэзера Йегуду Финкеля4, и в 1907 году тот стал его наследником не только благодаря выдающимся знаниям, но и как администратор, фандрэйзер (сборщик средств) и замечательный руководитель. В 1911 году деревня Мир вместе с ешивой сгорела дотла.5 Но молодой рав Финкель, с присущей ему энергией, восстановил и даже расширил Мир.

Во время первой мировой войны в 1916 году ешиве пришлось покинуть родное место. Рав Элияу Барух остался с общиной в Мире, но серьезно заболел и в 1917 году умер после неудачной операции в Минске. Его сын, рав Авраам Цви Камай, унаследовал пост раввина Мира и был избран вторым главой ешивы, которая вернулась в Мир, теперь часть Польши, в 1921 году. Машгиахом6 там становится выдающийся учитель мусара рав Йерухам Левовиц. Сочетание этих трех великих личностей, раввинов Финкеля, Камая и Левовица, как магнит притягивало учеников.

Последующие восемнадцать лет молодые способные люди стремились в Мир не только из Польши и Литвы, но также Германии, США, Южной Африки, Швейцарии, Чехословакии, Бельгии, Англии, Румынии, Венгрии и даже Австралии. Так Мир стал первой интернациональной ешивой современности.

Чудом почти все студенты ешивы сумели покинуть Европу во время второй мировой войны и провели военные годы беженцами в Кобэ (Япония) и Шанхае (Китай). По окончании войны ешива разделенная на две ветви, одна в Бруклине (Нью-Йорк), и вторая в Иерусалиме, продолжала оставаться одной из ведущих ешив еврейского мира.

На сегодня ешива Мир находится в Иерусалиме, и она является крупнейшим подобным учебным заведением в мире, имея филиалы как в Нью-Йорке, так и, например, в Модиин-Илите. Учиться в ней - огромная честь, которой удостоились многие русскоязычные раввины и аврехим, и, прежде всего, духовный руководитель русскоязычного еврейства и нашего сайта рав Бенцион Зильбер.


1 Буквально слово Мир означает «деревня». Город был назван Да Мир или «деревня» из-за своего центрального расположения и значения.

2 Широко известный под акронимом Адерет, уважаемый ученый и лидер, тесть рава Авраама Ицхака Кука. Его впечатляющую автобиографию Седер Элиягу издал в 1983 году Мосад аРав Кук в Иерусалиме.

3 Например, раввины Зелиг Барух, глава ешивы в Ломже, Реувен Грозовский из Каменца в предвоенной Польше и затем глава Бейт мидраш эльон (учебного заведения) в Монси около Нью-Йорка, и Йосеф Фарбер, глава Хейхал аТалмуд в Тель-Авиве.

4 Сына рава Натана Цви Финкеля, Алтера из ешивы Слободка, который многое унаследовал у своего великого отца.

5 Эти периодические пожары был частью жизни штетла (поселков) в Восточной Европе. Мир сгорал до основания также в 1878 и в 1892 году.

6 Машгиах — буквально «наблюдатель», или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал лекции по мусару — этике и еврейскому мировоззрению. Рав Йерухам Левовиц и рав Натан Цви Финкель из Слободки были выдающимися машгиахами в ешивах Литвы.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?