Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изучал Тору под руководством отца, р. Яакова Вайденфельда

Раби Дов-Бериш бар Яаков Вайденфельд (Гаон из Чебина; 5641-5726 /1881-1965/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог.

Родился пятого швата 5641 /1881/ года.

Изучал Тору под руководством отца, р. Яакова Вайденфельда, талмудические исследования которого были собраны в книгу Кохав миЯаков («Звезда от Яакова»).

В 5660 /1900/ году, после женитьбы, р. Дов-Бериш поселился в польском городке Чебине, рядом с родителями жены. Посвящая основную часть своего времени изучению Торы, он зарабатывал на жизнь торговлей углем.

В 5683 /1923/ году он возглавил общину Чебина и основал ешиву, привлекшую много учеников.

В 5690-е /1930-е/ годы р. Дов-Бериш, которого стали называть Гаон из Чебина, приобрел репутацию одного из самых авторитетных законоучителей поколения. Его алахические респонсы, написанные в тот период, были изданы в сборнике, озаглавленном Довев Мейшарим («Говорящий по справедливости»).

С началом второй мировой войны р. Дову-Беришу удалось бежать из немецкой зоны оккупации в г. Львов, захваченный Красной армией.

В течение девяти месяцев, проведенных им во Львове, положение еврейской общины города стремительно ухудшалось. Коммунисты закрыли все синагоги, запретили преподавать Тору, начались репрессии, направленные против «служителей культа» и их «паствы». Однажды субботней ночью чекисты, сопровождаемые бойцами Красной армии, обошли еврейские дома и арестовали всех беженцев из зоны немецкой оккупации — более восьмидесяти тысяч мужчин, женщин и детей. Утром пригнали колонну грузовиков и начали грузить на них первую партию арестованных. Тем временем активисты львовской общины, используя свои связи, сумели убедить местное руководство НКВД освободить Гаона из Чебина, приняв в расчет его возраст и авторитет прославленного еврейского ученого. Два направленных за ним чекиста обнаружили его уже сидящим в грузовике. Гаон отказался спуститься, заявив: «Я не желаю быть исключением! Я бы не хотел отделяться от евреев, попавших в беду». Уговаривать его чекисты не стали. Арестованных довезли на грузовиках до вокзала, а оттуда направили эшелонами прямо в сибирские лагеря. Большинство из тех евреев, кто остался во Львове, погибли от рук нацистов, захвативших город через несколько месяцев после высылки польских беженцев (Маасей авотейну, Ваигаш).

В тяжелейших климатических условиях Сибири шестидесятилетний р. Дов-Бериш выполнял принудительные работы, а несколько лет спустя его вместе с другими польскими беженцами перевели на поселение в Среднюю Азию.

И в эти годы он продолжал усердные занятия Торой — без необходимых книг, по памяти. Он записывал свои открытия на клочках бумаги, на коре и даже на обструганных кусках дерева. Более того, Гаон из Чебина по-прежнему выполнял роль законоучителя, отвечая на многочисленные вопросы заключенных и ссыльных евреев — под некоторыми из его респонсов, поражающих глубиной алахического анализа, им были сделаны пометки «Сибирь» или «Бухара» (Энциклопедия левейт Исраэль т.8; R. Dovid Silber Noble lives 2, p.179).

В 5706 /1946/ году р. Дову-Беришу удалось, воспользовавшись своим польским гражданством, покинуть Советский Союз и выехать на Землю Израиля.

В Иерушалаиме вокруг него сложилась большая группа учеников, в основном, из семей различных хасидских направлений, и он открыл ешиву, названную Кохав миЯаков — по заглавию знаменитой книги его отца.

Р. Дов-Бериш Вайденфельд, Гаон из Чебина, умер десятого хешвана 5726 /1965/ года — на восемьдесят пятом году жизни.

Во главе ешивы его сменил зять р. Барух-Шимон Шнеерсон, а затем, с 5761 /2001/ года, — внук.

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?