Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Элазар-Мендель бар Моше Бидерман (р. Элазар-Мендель из Лелова; 5587-5643 /1827-1883/ гг.) — духовный лидер хасидской общины Йерусалима.
Происходил из рода царя Давида.
Родился в галицийском городке Лелове. Его дед, р. Давид Бидерман, был основателем хасидского «двора» в Лелове.
Изучал Тору под руководством отца, р. Моше из Лелова, унаследовавшего леловский «двор» в 5574 /1814/ году, после смерти р. Давида.
Р. Элазар-Мендель женился на внучке выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина).
Вместе с семидесятипятилетним отцом и группой хасидов он прибыл в Землю Израиля в самом начале 5611 /1850/ года, после праздника Суккот. Они поселились в Йерушалаиме.
Тринадцатого тевета 5611 /1851/ года, всего через два с половиной месяца по прибытии, его отец, р. Моше, умер, и р. Элазар-Мендель, которому едва исполнилось двадцать четыре года, сменил его во главе общины, прибывшей из Лелова. С течением времени он стал духовным лидером всех хасидов Йерушалаима.
Ежедневно после полудня он приходил к Стене Плача и молился там минху и маарив. Его молитва продолжалась много часов, и он оставался у Стены Плача один, когда все уже давным-давно расходились. Никакие помехи, регулярно чинимые арабами, не могли запугать его и заставить отказаться от посещения святыни (Везэ шаар ашамаим с. 251).
Р. Элазар-Мендель из Лелова скоропостижно скончался шестнадцатого адара 5643 /1883/ года, на исходе Шушан-Пурима.
Во время пуримской трапезы его лицо излучало свет счастья и душевной гармонии. Он поднял бокал вина, пожелал окружавшим его хасидам удостоиться скорого прихода Машиаха, сказал: «Лехаим!», а затем сразу же произнес «Слушай, Израиль!..» — с этими словами его душа покинула тело (Энциклопедия левейт Исраэль т.4).
Во главе леловского общины — первого хасидского «двора», укоренившегося на почве Йерушалаима, — его сменил сын р. Давид-Шломо из Лелова.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю