Из цикла «На тему недельной главы», темы: Первородный грех, Недельная глава, Свобода выбора, Ки таво, Шофар, Лев Кацин, Бааль Тшува
— Почему мы не хотим прихода Машиаха? — с этого каверзного вопроса рав Давид Голдстейн начал свое выступление в RAJE (Russian American Jewish Experience), молодежном еврейском центре на Брайтоне.
Многие cтали доказывать, почему, по их мнению, мы искренне хотим прихода Машиаха: надеемся, что он разрешит наши проблемы — семейные, медицинские, финансовые и многие другие…
— Эти причины не связаны с приходом Машиаха, — парировал рав. — В соответствии с еврейской традицией, приход Машиаха не призван разрешать наши личные проблемы. Откройте Маймонида, и вы прочтете, что задача Машиаха — вернуть евреев к соблюдению законов Торы и возвратить их на Землю Израиля…
Должен признаться, что для меня сам факт этой лекции явился чудом, неким признаком того, что время Машиаха не за горами.
Я познакомился с равом Голдстейном прошлым летом, когда приехал в Израиль с группой молодых людей из Нью-Йорка. Мы сидели в зале иерусалимской иешивы «Эш-а-Тора», недалеко от Стены Плача, и наслаждались лекциями семинара «Дискавери». Лучшие преподаватели «Эш-а-Торы» читали нашим ребятам лекции на темы: «Семь чудес еврейской истории», «Тора и теория Большого взрыва», «Теория эволюции и история Творения»… Признаюсь, что утомленные бесконечными экскурсиями и ночными прогулками по Иерусалиму, ребята, по студенческой привычке, кимарили. И вдруг в зал вошел молодой раввин Давид Голдстейн. Он рассказал, что приехал в США из Одессы ребенком, и многие студенты тут же «проснулись», почувствовав в лекторе «своего». А уж потом заснуть на его уроке не смог никто. Эмоции и интеллект слились в лекции рава Голдстейна в полной гармонии, ребята активно участвовали в обсуждаемой теме, отвечая на его вопросы. Я почувствовал, что рав Голдстейн является восходящей звездой «Эш-а-Торы».
— Как вы оказались в Израиле? — спросили ребята, окружив лектора после урока.
— Еще школьником я увлекся каратэ, учился в школе «Шотакан» на авеню М в Бруклине. Получив черный пояс, я стал преподавателем этой школы. Главой школы был религиозный еврей, который рассказывал мне об иудаизме. Возможно, это стало моим первым знакомством с Торой. В дальнейшем я поехал на соревнования «Маккабиады» в Израиль. Оказавшись в Иерусалиме, пошел к Стене Плача. Тогда меня впервые пригласили на субботнюю трапезу. После этого я посетил семинар «Эш-а-Торы», который изменил мою жизнь. Я решил остаться в Иерусалиме и изучать Тору, а затем стал вести семинар «Дискавери»…
Для меня чудо состояло не только в удивительной судьбе рава Давида Голдстейна, но и в том, что сегодня молодой раввин переехал в Бруклин и стал лектором молодежного центра RAJE на Брайтоне.
— Когда я начал занятия в иешиве «Эш-а-Тора» в Иерусалиме, на первой же лекции рав Ицхак Берковиц задал вопрос: «Почему мы не хотим прихода Машиаха?» Дело в том, что каждый из нас получает награду за духовную работу, за тот моральный выбор, который мы делаем в своей жизни. Чем больше тьмы, чем труднее наш выбор, тем выше награда. Приход Машиаха осветит нашу жизнь, рассеет сомнения, облегчит выбор, но вместе с этим уменьшится и награда человека, творящего добрые дела во времена Машиаха.
— Готовы ли мы к приходу Машиаха? — спросил рав Берковиц. — Готовы ли мы к подведению итогов проделанной нами работы или нуждаемся в дополнительном времени? Многие захотели бы еще времени для того, чтобы самим добиться большего совершенства, самим разрешить волнующие вопросы.
В этом свете мы, возможно, поймем, почему первый человек Адам нарушил волю Всевышнего. Если бы, находясь в райском саду, Адам не съел плод дерева познания добра и зла, то наступил бы момент триумфа истории и подведения итогов, тогда пришел бы Машиах. Однако Адам не хотел «получить» приход Машиаха «в дар», а заслужить его, познав не только добро, но и зло, не только свет, но и тьму, научившись делать правильный выбор во тьме. Лишь в этом случае можно заслужить награду.
В чем же была ошибка Адама? Как бы ты ни был умен, следует, не мудрствуя лукаво, исполнять волю Творца.
Но тогда за что Адам получил бы награду? Для того, чтобы подчинить свою мудрость мудрости Всевышнего, требуется принести свое «я» в жертву. Награда за это самопожертвование была бы больше, чем за все «самостоятельные» усилия Адама.
Многие люди не захотели бы прихода Машиаха, думая о том, что они еще не готовы подводить итоги, ибо должны продолжить свою духовную работу, — сказал рав Берковиц. — Однако если мы вспомним о нашем народе и всем человечестве, о людях, нуждающихся в свете истины и разрешении их многочисленных проблем, и будем готовы пожертвовать собой ради них, то награда за этот выбор будет больше, чем все попытки продолжить работу «для себя»!..
— Эта мысль рава Берковица потрясла меня, и я решил изучать Тору для других, для того, чтобы в дальнейшем делиться знаниями с людьми! — сказал в заключение рав Голдстейн.
… Звучащие в Рош Хашана звуки Шофара напоминают нам о жертвоприношении Ицхака и принятии Торы, о будущем приходе Машиаха и возвращении евреев в Страну Израиля. Слушая Шофар, мы учимся подчинять свою волю воле Всевышнего и жертвовать собой ради других. В еврейский Новый год мы желаем благословения не только себе, но и своим близким, всему народу!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…