Темы: Рав Реувен Куклин, Предопределенность, Свобода выбора, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Куклин, в одном из ответов Вы упомянули (либо Вашими словами, либо цитировали), что Б-г знает всё, Он не может сомневаться, передумать, или… или ещё что-то, что подобно нам, людям! Он знает уже всё, что будет… так сказать, расписал всё наперед, «сценарий» написан… Тогда в чём была суть создания того самого запретного дерева, если Он уже изначально знал, что Хава поддастся искушению?.. Для чего был такой «затяжной» процесс начала всех последующих человеческих мук? Катя
Уважаемая Катя,
Это глубокий вопрос. Видно, что Вы думающий человек. Ответ на него будет тяжело понять тому, кто не привык к абстрактному мышлению. Но для Вас, я думаю, не составит труда его понять.
Прежде всего, важно знать, что, несомненно, у людей есть свобода выбора, и это фундаментальная основа всего иудаизма, как пишет Рамбам (Законы Раскаяния 5, 2). Если бы не было свободы выбора, если бы всё было расписано, как по сценарию, невозможно было бы что-либо требовать от людей, а также наказывать их за дурные дела или награждать за добрые. Каждый человек может выбрать добро или зло, и никто его не принуждает сделать какой-либо определенный выбор. Только сам он выбирает.
С другой стороны, так же не подлежит сомнению, что Творец знает всё, что будет.
Конечно, на первый взгляд эти два утверждения — противоречат друг другу. И об этом уже говорят наши мудрецы в Пиркей Авот (3, 15): «Всё (пред)видимо (Творцом), и свобода (выбора) дана».
Так как же разрешить это противоречие?
Следует понять, что знание Творца о будущем не похоже на наше знание о будущем. Если мы убеждены, что какое-то событие обязательно произойдёт, это только потому, что мы убеждены: другой возможности нет. Однако Творец знает о том, что та или иная вещь произойдёт, даже если есть иная возможность. И это — потому что Он вне времени. Б-г «находится» во всех временах одновременно — завтра, сегодня и вчера. Понятие времени для Него не существует. Представим себе: если нам станет завтра известно, что выберет тот или иной человек сегодня через несколько часов, это никак не будет противоречить его свободе выбора в данный момент. Так же и знание Творца никак не противоречит нашей свободе выбора.
Несомненно, это утверждение нам понять тяжело, поскольку мы, ограниченные своей материальностью, не способны представить себе, как Творец может быть вне времени. Но ведь нам известно, что «истинная сущность Б-га абсолютно непостижима», как пишет Рамхаль в Маамар а-Икарим.
Более того, само понятие времени, как утверждает современная физика, — понятие относительное (см. Когда было создано время?), хотя мы не способны это понять. Великий британский физик и философ Альфред Уайтхед сказал, что «каждый, кто задумывается о понятии “времени”, невольно жёстко осознаёт ограниченность человеческого понимания». В современной физике есть ещё немало вещей, которые нам, ограниченным материальностью, понять невозможно. Ведь человек может себе представить и понять только то, что может ощутить своими органами чувств. Тем более — когда речь идёт о понимании Творца, постичь Которого совершенно невозможно.
Поэтому мы должны чётко знать: оба эти утверждения истинны — у человека есть свобода выбора и Творец знает всё, что будет. И Его знание никак не мешает нашему выбору.
Желаю Вам удачи!
С уважением, Реувен Куклин
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят
Рав Арье Кацин
Рав Реувен Куклин
Каким путём Б-г ведёт человека?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Эльяким Залкинд
Была ли у царя Хизкияу какая-то возможность вырастить сыновей праведными?
Рав Арье Кацин
Рав Моше Пантелят
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону