Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об обязанностях сына по отношению к отцу в случае, если просьба отца входит в противоречие с некоторыми заповедями Торы

1. Если отец сказал сыну сломать запрет Торы, или позитивную мицву, или запрет или мицву раввинов, сын не должен слушать. И это относится не только к случаю, если отец говорит просто так ломать заповеди, тогда понятно, что нельзя его слушать, но даже если отец просит сломать заповедь ради своей пользы, например, чтобы его накормить и т.п., все равно нельзя его слушать.

2. Поэтому, если отец говорит сыну кого-то не прощать в течение какого-то времени или не разговаривать с ним, а сын хочет сразу помириться с этим человеком, пусть он не слушает отца. Но пусть он поступает мудро и не показывает прямо перед отцом своё уважение и любовь к этому человеку.

3. Если отец так сильно с кем-то поссорился, что он заболел и умер, и он просил сына [перед смертью] не разговаривать с этим человеком, то пусть сын в этом послушает отца [т.к. этот человек не пришел извиниться перед отцом и не помирился с ним, когда тот болел].

4. Если сын увидел чью-то пропажу, а отец сказал ему не возвращать ее, пусть сын не слушает отца. Как Тора учит нас (Вайикра 19:3): «Пусть каждый боится мать и отца, но мои Субботы соблюдает, Я Б-г». Отсюда мы учим, что, несмотря на мицву уважения родителей, [все равно нужно соблюдать Субботу и другие заповеди] т.к. Всевышний — наш Владыка. И все это относится, даже если отец говорит сыну не возвращать пропажу, чтобы сделать что-то для отца, и уж тем более, если отец просто не хочет, чтобы сын исполнил заповедь Торы возвращать потерянное.

5. Если человек был занят исполнением мицвы уважения к родителям и делал для них что-то, и в этот момент ему представилась возможность возвратить пропажу, пусть он не прерывается. И здесь неважно, просил ли его отец не возвращать пропажу или нет, просто, раз он уже занят уважением к отцу, он освобожден от [других позитивных мицвот] и от возвращения пропажи.

6. Если заповедь, которую родители просят сына не делать, не относится к нему лично, хотя, исполнив ее, он бы получил мицву, тогда, по некоторым мнениям, он должен послушать родителей. Например, если мать когда болела, сказала сыну больше не сдавать никому дом, а в доме уже год живет мудрец Торы, тогда пусть сын не продлевает с ним контракт[1]. Потому что хотя это хорошее дело сдавать дом мудрецу Торы, чтобы он там занимался, но т.к. сын не обязан это делать, [то пусть он послушает маму], и не считается, что ее слова идут против Торы. Но по другим мнениям, даже если мицва к сыну не относится, все равно он не обязан слушать маму, когда та говорит ему это не делать. И, тем более что, по большинству мнений, сын не обязан слушать родителей в тех вещах, которые к ним впрямую не относятся. И по всем мнениям, если сыну нужны деньги, он может сдавать дом, т.к. он не обязан терять деньги ради уважения к родителям, тем более в вещах, которые к родителям не относятся впрямую.

7. Если мама приказала сыну не сдавать квартиру никому, он не обязан слушать[2].

8. Если отец сказал сыну не быть опекуном сирот, некоторые считают, что он должен послушать, даже если эти сироты — его родственники, т.к. он не обязан быть их опекуном, но другие спорят с этим. Главным можно считать второе мнение, т.к. у отца нет никакого прямого наслаждения от того, что сын его послушает.

9. Если отец говорит сыну не носить черную одежду после смерти мамы, пусть он послушается тем более что в Израиле не принято скорбящим носить черное. В особенности это относится, если отца огорчает, когда сын носит черное по матери.

10. Если отец попросил сына напоить его, а у сына представилась возможность сделать мицву, которую нужно сделать сейчас, например, похоронить мертвого, тогда, если эту мицву могут сделать другие, пусть сын не прерывается, но если это невозможно, тогда пусть сын сделает сначала эту мицву. Но если отец специально хочет не дать сыну сделать мицву, тогда пусть сын его не слушает в любом случае.

11. Если отец говорит сыну не поститься во время положенных постов, например, Семнадцатого Тамуза или Десятого Тевета, т.к. отец считает, что сын слишком слаб, но сын полагает что он сможет поститься, тогда он не должен слушать отца.

12. Если отец говорит сыну, чтобы тот не занимался Торой с определенным человеком, его не нужно слушать. Но если у отца веские причины, например, этот человек во время занятий все время отвлекается от Торы или он не такой богобоязненный и общение с ним опускает духовный уровень и его партнера, и это расстраивает отца, тогда сын должен послушать. Все это при условии, что опасения отца обоснованы, и т.к. сам человек субъективен, и не всегда может прийти к правильным заключениям, пусть сын посоветуется с раввином, нужно ли слушать отца в данном случае.

13. Если отец сына поссорился с отцом его невестки и сказал сыну не разговаривать со своим тестем и не ходить к ним домой, пусть сын не слушается отца, т.к. этим сын будет поддерживать ссору, а это запрещено Торой, и также это приведет к скандалам в доме. Но пусть сын постарается не огорчать отца, и пусть он пошлет побольше друзей, которые поговорят с отцом и объяснят ему, почему сын не может в этом его послушать.

14. Если мама не покрывает волосы и она болеет и просит сына погулять с ней в парке, некоторые считают, что сын должен послушать, хотя он помогает ей делать грех тем, что она выходит на улицу, не покрыв волосы.

15. Если больная мать просит сына отвезти ее к дочери, и сын знает, что в доме дочки мама будет ломать Субботу, и также потом вернется домой в Субботу на машине, все рано некоторые считают, что сын может отвезти маму, выполнив ее просьбу[3].

16. Если доктора вызывают в пограничное место, где немного опасно ехать, а родители бояться за него и запрещают ему туда ехать, он не обязан их слушать, если опасность невелика.


[1] Т.к. он не обязан продолжать ему сдавать, пусть послушается маму.

[2] Не совсем понятно, что раввин добавил в этом законе по сравнению с предыдущим. Возможно в предыдущем случае, женщина сказала сыну не сдавать дом и потом умерла, а в этом случае она жива. В любом случае нет разницы, и сын не обязан слушаться.

[3] В пометках раввин объясняет, что разрешение относится к случаю, если мать все равно будет ломать Субботу, даже если сын ее не отвезет к ее дочке.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?