Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что делать, если отец нарушает заповедь Торы или постановление мудрецов, и как поправить отца, если тот ошибается в законе или в его трактовании

1. Если сын видит, как отец ломает одну из заповедей Торы, или даже один из законов раввинов, пусть он не говорит отцу: «То, что ты делаешь, — запрещено», но пусть он просто скажет: «В Торе написано так-то и так-то[1]», как будто он спрашивает у отца, [правильно ли он понял закон]. И отец уже сам поймет [что он поступает неправильно и исправится], но он не будет обижен. Такой же закон относится и к маме. А если родитель не понимает подсказки, тогда пусть сын скажет так: «Был случай, когда человек поступал так-то и так-то, и он пришел к мудрецу и тот сказал ему, что так запрещено делать». Получается, что сын просто рассказал отцу о случае, который произошел, [и не упрекал его впрямую]. А если и отец и сын оба стали религиозными и [сын учится в ешиве и поэтому] он теперь обучает отца, он может говорить ему впрямую, как правильно поступать, чтобы было наиболее понятно.

2. Если отец специально ломает какую-то заповедь, тогда некоторые считают, что не нужно ему ничего говорить. А если есть шанс, что отец исправится, если ему уважительно скажут, [что так делать нельзя], тогда пусть сын сообщит отцу один на один, также как есть мицва в наше время пытаться приблизить к Торе нерелигиозных людей, показывая им сладость соблюдения заповедей. Поэтому, если сын видит, как отец постоянно смотрит неприличные фильмы по телевизору или читает нерелигиозные газеты, и сын может объяснить отцу, как это портит душу, и отец готов выслушать, тогда стоит ему сообщить. Но если отец не видит ничего плохого в том, что он смотрит телевизор, и он все равно не будет слушать сына, тогда лучше промолчать.

3. Если отец неправильно объясняет место в Талмуде, пусть сын не говорит: «Не объясняй так-то и так-то», но пусть он скажет: «Так и так мы понимаем из Талмуда».

4. Если отец ошибается в каком-то законе, сын может сделать правильно перед ним, чтобы отец увидел и вспомнил закон таким образом, чтобы не выглядело, что сын спорит с отцом. Например, если у отца умер другой сын, и отец разорвал одежду сидя, сын может разорвать перед отцом свою одежду стоя, чтобы напомнить отцу, [что разрывать одежду по умершему нужно стоя], и тогда отец тоже встанет и еще раз разорвет. А если отец от расстройства все равно не понял подсказку, пусть сын покажет ему [закон разрывания одежды] в книге, как будто он сам спрашивает отца, как правильно поступить.

5. Если сын слышит, как родители говорят плохо про других, даже если они говорят правду, кроме того, что сыну запрещено верить сказанному, он должен остановить родителей[2]. И, тем не менее, сын должен поступать уважительно. Поэтому пусть он не говорит им, что они ломают запрет Торы, но пусть просто спросит: «Вам не кажется, что, может, эта дискуссия включает запрещенные слова?» И также, если сын слышит, как отец восхваляет кого-то перед его врагами, это тоже запрещено как вид частичного злословия, т.к. враги тогда обязательно скажут что-то плохое про него. И также, если говорят очень много хорошего про кого-то, даже не перед его врагами, все равно [это может быть запрещено], т.к. в результате обычно такие разговоры кончаются словами: «Кроме такого-то плохого качества, все остальное у него хорошо», [и получается, что в результате человек сказал запрещенное].

7. Если человек говорит плохое про родителей, кроме общих запретов на сплетни, он вдобавок ломает мицву уважение родителей и получает проклятье Торы (Деварим 27:16): «Проклят тот, кто неуважительно относится к отцу или матери».

8. Тот, кто говорит плохо про старшего брата, про мужа матери или жену отца, [кроме запрета на сплетни] он ломает и заповедь уважения к ним.

9. Если отец попросил сына проверит деловую бумагу или письмо, которое он написал, и сын нашел ошибку, пусть он не говорит: «Отец, ты ошибся», но пусть просто скажет: «Здесь есть ошибка».

10. Если сын слышал, как кто-то сказал плохое про его родителей, и он так расстроился, что рассказал это родителям, он сломал этим запрет на сплетни[3], кроме как если тем, что он сообщил отцу, он достигнет положительной цели. Например, отец тогда поговорит со сплетником, чтобы тот перестал про него плохо говорить.

11. Если отец упрекает сына по ошибке, пусть сын не говорит отцу: «Это неправда» и т.п. Но пусть он скажет осторожно: «У меня есть объяснение или оправдание», и пусть он уважительно объяснит отцу, как на самом деле было дело. Но нет запрета сыну сказать, что дело было не так, как думает отец, и не считается, что этим он противоречит отцу.

12. Если отец заснул, забыв снять перед этим тефилин, то некоторые считают, что сын может его разбудить, [т.к. нельзя спать с тефилином]. Но лучше попросить другого это сделать.

13. Некоторые считают, что [если невозможно остановить отца], который ломает запрет Торы [кроме как если] его ударят, то сын может ударить отца при условии, что он не нанесет ему рану. Но [мы не следуем этому мнению, и вообще] в наше время, ни в коем случае не следует никого бить, чтобы остановить его, но следует только использовать уговоры, и слова мудрецов слушают, когда говорят мягко.


[1] Конечно, раввин здесь говорит о случае, когда родители религиозные, и готовы слушать закон, но недостаточно понимают, что они поступают неправильно. Но если у человека родители нерелигиозные, сообщать им, что написано в Торе, мало поможет. Тем не менее, и в таких случаях сын может что-то сделать, а именно образцово вести себя, чтобы у родителей самих возникло уважение к Торе и желание побольше узнать о соблюдении заповедей (см. ниже). В таком случае можно будет постепенно рассказывать родителям об отдельных заповедях, и начать с тех, которые им будет легче выполнить, и положительный эффект от которых будет сразу заметен.

[2] Тора запрещает евреям сплетничать, и даже если они говорят правду, нельзя говорить плохое про другого, и вообще сообщать любую информацию, которая может повредить кому-то или обидеть кого-то. Исключением являются некоторые ситуации, когда нужно предупредить невинное лицо, например, сообщить кому-то, не вступать в контракт с человеком, который нечестен, или не жениться на женщине, которая серьезно болеет или не сможет иметь детей и т.п.

[3] Дело в том, что если кто-то говорит плохое про другого, хотя он ломает запрет, все равно те, кто услышали не должны сообщать тому, про кого он говорил, ибо этим они тоже распространяют сплетни и только ухудшают ситуацию. Они должны либо попытаться сами остановить сплетника, либо если это невозможно, во всяком случае попытаться забыть о сказанном и не верить тому что они услышали. Но если сказанное имеет к ним отношение, им не следует полностью игнорировать услышанную информацию. Так, например праведный лидер евреев — Гедалия бен Ахикам, услышав, что Йишмаель бен Нетаниа хочет его убить не поверил услышанному, и в результате был убит и он и множество других евреев. Поэтому, если человек слышит то, что к нему относится, хотя он не должен полностью верить сказанному, но он должен себя предохранить, чтобы не пострадать, если информация, которую он услышал правильная.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?