Из цикла «Знание веры», темы: Цель творения, Свобода выбора, Рав Эуд Авицедек
В предыдущей главе было объяснено, что свобода выбора заложена в самом устройстве человеческой структуры, в этой главе мы узнаем, что свобода выбора заложена в устройстве всей существующей действительности.
«И будет Господь царем всей земли, в тот день будет Господь един и Имя Его едино» (Зхарья 14:9). Таков конец мировой истории. И в этом был изначальный замысел творения: «Все, что сотворил Святой, благословен Он, в Своем мире, лишь во славу Свою сотворил, как сказано: “Все, что называется именем Моим — во славу Мою сотворил Я его, создал его и сделал его” (Йешая 43:7)» — говорится в конце трактата Авот. Здесь перечислены все части мироздания и раскрыто их предназначение: во славу Мою сотворил их! «Слава же Его — это есть царство, как написано в книге Зóар: “Благословенна слава Господня — это царство”». Поговорим же сначала о сути понятия царства.
«Сказано: “Ибо Господу царство и власть над народами” — ибо царем называется тот, кого ставит над собой народ по своему желанию, и само слово “мэлэх” (царь) происходит от слова “амлаха” (ставить царем), то есть народ собирается вместе, чтобы поставить кого-то царем над собой. Властителем же называется тот, кто силой властвует над народом. И об этом сказано: “Ибо Господу царство”, т.е. сыны Израиля принимают на себя иго царства Его по их воле. “И власть над народами” — властвует силой, даже против их воли. Но в будущем веке “и будет Господь царем всей земли” — т.е. весь мир примет иго царства его по своему желанию» (Агра, Коль Элияу, гл. Вайешев).
«Это то, о чем мы говорим: нет царя без народа» (Пиркей де-рабби Элиэзэр, гл. 3, и см. у рабейну Бехайе в комментарии на Брешит 39:30 и в книге Кад а-кемах стр. 379). Народ, ставящий на царство, дают право царю называться таковым. Легко понять, что все это не касается сущности Благословенного и Превознесенного. Ибо Он не испытывает никакого недостатка ни в чем, Он есть «Господин мира, который царствовал прежде сотворения всех созданий». Только в процессе творения сделал Бог такое нововведение, что человек, если можно так сказать, своими поступками творит идею царства. И это благо от Господа, который возжелал сотворить добро своим созданиям и дать им награду и воздаяние за их дела, и чтобы награда эта была не как милостивый дар, не как постыдный хлеб.
И так объясняет Виленский Гаон формулировку благословения: «Благой, сотворивший славу Имени Своему»: Творец, благословен Он, который есть совершенное Благо, создал положение, что человек, как будто, воздает славу Его имени.
Провозглашение на царство осуществляется по желанию провозглашающего. Как было объяснено, воля есть знание, и эти воля и знание суть силы, которыми осуществляется выбор в человеке. Получается, что царство Бога в мире создается через человека, который выбирает своим знанием и волей провозгласить Его царем.
Из этого корня проистекает форма творения, и говоря коротко:
1. Раскрытие Бога в мире, носящее сжатый и ограниченный характер, через немногие качества управления, которые могут быть постигнуты знанием сотворенных. Ибо нет никакой возможности постижения сущности Творца, и если бы Он раскрылся всей Своей бесконечной мощью, никакого царства в мире не было бы, ибо не было бы возможности у сотворенного поставить Бога над собой царем, согласно своему знанию и воле.
2. Создание противопоставленных структур добра и зла, способных дать возможность существованию свободы выбора, чтобы сотворенный, таким образом, выбрал бы провозгласить царство Творца своим знанием и волей.
3. Сотворение человека, обладающего разумом, выбирающего по своей воле, который и провозглашает царство Творца.
4. Создание условий, места, инструментов и других вещей, которые нужны человеку для его служения и его предназначения.
Итак, мы узнали: раскрытие царства (которое есть цель творения) неизбежно основано на существовании свободы выбора.
Раскрытие славы Бога есть раскрытие Его царства, поэтому так называется сила и корень низших миров: сфира малхут (царство). «Малхут есть корень низших миров, она есть владычество святости, царство в буквальном смысле». Все законы и качество творений и всего творения установлены согласно требованиям раскрытия Его славы. Поэтому, в качестве «царство» заключены все границы и детали возможностей, данных творениям, чтобы исправить мир в царстве Вседержителя». Это царство есть тот «конец дела, в замысле от начала».
«И вот, ты можешь обнаружить также, что земля, которая есть самый низкий элемент из всех творений, есть в ней достоинство, ибо ею завершается все, и потому что она есть последний из элементов, она всему совершенство, ибо всегда все завершается последним и через него обретает совершенство» (Гвурот а-Шем гл. 70). Поразмысли об этом как следует, а мы продолжим излагать нашу тему.
К порождениям этой сжатости относится то самое пустое пространство — место — возможность для свободы воли.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю