Из цикла «Знание веры», темы: Свобода выбора, Судьба, Рав Эуд Авицедек
«Возможность дана любому человеку: если захочет склонить себя к доброму пути и быть праведником — это возможно ему, а если захочет склонить себя к злому пути и быть злодеем — возможно ему и это. И об этом сказано в Торе: вот человек стал как один из нас, знающим добро и зло. То есть, человеческий род является единственным в мире и нет другого рода, подобного ему в этом, чтобы быть по собственному разумению и мысли знающим добро и зло и совершать то, что пожелает, и никто не может воспретить ему совершать добро или зло» (Рамбам, законы покаяния 5:1).
«…Как один из нас» — человек сотворен по образу Бога, имя Бога «Элоким», которое значит «судья», и это способность выбора, которая дана человеку. И есть еще момент, а именно: человеку даны силы повести за собой все творение в хорошую или в плохую сторону, и это также относится к «образу Бога», ведь имя «Элоким» означает «Владыка всех сил», но поговорим сперва о первой вещи.
«Слова “дана ему возможность” означают, что так как человек создан по образу Бога, то дана ему сила поступать так, как захочет, и человека не вынуждают творить определенные дела, и в этом смысл этого изречения: все открыто Святому, благословен Он, и все же возможно человеку поступать как возжелает, и если видит Бог, что человеку угодно совершить грех, то Он не препятствует человеку совершить этот грех, но дает ему такую возможность. И это потому, что человек создан по образу Бога, и у него есть в этом также схожесть с Творцом, ибо он создан по Его образу, и такой вещи нет у ангелов, у которых нет выбора» (Маараль, Дэрэх Хаим, 3:15).
Эта тема коренится в самых вершинах мироздания, постараемся поговорить о ней в соответствии с нашим уровнем, вначале затронем кратко основы этих вещей. Приведем выдержки из слов Рамхаля, сказанные в начале его книги «Дэрэх а-Шем».
Это есть благодеяние, определяющее цель всего мироздания, которое сотворил Бог с целью поделиться Своей благостью с другим существом. И так как воля Творца состоит в том, чтобы дать наивысшее благо, то хотел Он удостоить человека этого блага, которое есть Он Сам, благословенный. Поэтому Он дал человеку возможность прилепиться к Нему, в том размере, который под силу человеку, и тем самым удостоиться совершенного благодеяния.
И ведь лишь подобные способны прилепиться друг к другу, потому определила мудрость Творца, чтобы человек сам приобрел свое совершенство, и будет сам хозяином своего блага, а тем самым будет несколько подобен Создателю. Для этого определил Бог в мудрости Своей, чтобы в человеке и в творении были моменты совершенства и изъяна, и чтобы человек мог выбрать самому приобрести свое совершенство, и таким образом станет обладателем совершенства, и удостоится прилепиться к своему Создателю в том размере совершенства, которое он приобрел, и насладиться этим благом.
И вот, корень всякого блага есть радость лика Бога, а корень всякой беды — сокрытие Его лика. Получается, что служение человека, состоящее в том, чтобы убрать зло из творения и из себя самого, в приобретении совершенства, приводит к радости лика Творца, и таким образом он удостаивается этого единения с Богом, которое и есть совершенное благо.
Чтобы у человека была возможность выбирать, и чтобы не был он принуждаем в ту или иную сторону, даны ему доброе начало и злое начало. Для полноты этой идеи определил Бог в мудрости Своей, чтобы человек состоял из души и из тела. Душа разумна и чиста, тело же земное и грубое, душа склоняется к разумному, а тело — к материальному, если душа одержит верх, то возвысится и она, и тело возвысится вместе с ней. И тогда человек достигнет совершенства, к которому он призван. А если человек допустит, чтобы материальное одержало в нем верх, то тело его опустится, и душа опустится вместе с ним, и будет отринут от совершенства. Эта суть сокрыта в слове Адам (человек) — от адама (земля), с одной стороны, а с другой стороны Адам — от адамэ (уподоблюсь) Всевышнему, и это лестница, стоящая на земле, а вершина ее достигает небес.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю