Однажды великий праведник и мудрец раби Исраэль из Вижницы попросил своего служку пройтись с ним. Они направились к дому директора местного банка, который был из сторонников «просвещения» и, конечно, не числился среди хасидов раби Исраэля. Тот был очень удивлен, когда открыл дверь и увидел таких гостей. Тем не менее, он с уважением впустил рава и его спутника в дом, пригласил их сесть и поставил на стол угощение. Поскольку раби Исраэль не проронил ни слова, а хозяин посчитал невежливым спрашивать у него лично, что привело раби на порог его жилища, он шепотом спросил об этом у служки. Тот так же шепотом ответил, что и он понятия не имеет о цели такого странного визита. Тем временем раби Исраэль поднялся со стула, попрощался с хозяином и двинулся к выходу. Вышел и хозяин его проводить, и уже за дверью наконец-то осмелился спросить об этом у самого рава. Раби Исраэль ответил: «Я пришел к Вам, чтобы выполнить заповедь, и выполнил ее».
Банкир удивился: «Какую заповедь?» Рав объяснил: «Наши мудрецы учили: как существует заповедь говорить то, что будет услышано, так же есть заповедь не говорить того, что услышано не будет. Но если бы я остался у себя дома, а Вы — у себя, я не выполнил бы заповедь не говорить того, что не будет услышано. Поэтому я и пришел, чтобы молчать у Вас, и так заповедь мудрецов оказалась выполненной по всем правилам». Банкир спросил: «Могу ли я узнать, о чем Вы молчали, — может быть, все-таки я услышал бы это?». Раби Исраэль ответил: «Нет, я знаю, что не услышите!» Так они спорили: банкир настаивал, чтобы рав открыл ему, из-за чего он проделал неблизкий путь, а раби Исраэль отказывался. И чем больше рав отказывался, тем больше разгоралось любопытство богача. В конце концов рав согласился рассказать, в чем дело.
«Неподалеку живет бедная вдова, которая тяжело работает, чтобы прокормить своих семерых детей. Она должна вашему банку большую сумму за квартиру. Поскольку у нее нет денег заплатить долг, банк прислал ей последнее предупреждение, что если она не заплатит, ее с детьми выбросят на улицу, а ее домишко продадут. Так что я хотел бы попросить Вас простить ей долг». Директор банка тут же воскликнул: «Раби, но я же не хозяин банка. Я только наемный работник! И она должна большую сумму! Как же я могу не выполнять свои обязанности и не требовать от нее погасить долг?» Раби Исраэль ответил: «Вот видите: я же говорил, что Вы не услышите. И зачем я только согласился это рассказать, поддавшись на Ваши уговоры, и таким образом нарушил повеление мудрецов…»
И раби Исраэль повернулся и ушел. Вернулся и директор банка к себе домой. Но слова раби поразили его в самое сердце, он все время помнил их и не знал покоя. В конце концов он взял на себя долг вдовы и заплатил его из своего кармана. Вдова с сиротами остались в своем доме. Узнав об этом, раби Исраэль благословил директора банка, чтобы всю жизнь он прожил в достатке и почете.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю