Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Суккот, Этрог, Мирьям Климовская, Рассказы
У раби Йехиэля Михла из Злочева, выдающегося хасидского наставника, ученика Магида из Межирича, были замечательные тфиллин. Они достались ему в наследство от его великого отца, магида раби Ицхака из Дрогович. Богатые хасиды хотели купить эти тфиллин и предлагали большие деньги, но раби Йехиэль Михл не соглашался, несмотря на страшную бедность, в которой жила его семья.
Раббанит не раз просила его об этом, поскольку у р. Йехиэля Михла были другие тфиллин, но он не соглашался продать отцовское наследство.
Однажды, перед праздником Суккот невозможно было найти этроги. И вот появился в городе человек, у которого был очень красивый этрог. Он готов был продать его за огромную сумму. Тогда раби Йехиэль Михл продал свои драгоценные тфиллин и купил этот этрог с великой радостью. Жена его, однако, эту радость не разделяла. Отдать единственную драгоценность за этрог, который через несколько дней не будет стоить и копейки, в то время как семья живет впроголодь! В гневе и отчаянии люди не всегда понимают, что делают… Она схватила дорогой этрог и бросила на пол! Верхушка его надломилась, и он стал непригодным для выполнения заповеди. Теперь он не стоил ни гроша…
Раби Йехиэль Михл не проронил ни слова, даже тени гнева не промелькнуло на его лице. Он обратился к Всевышнему: «Владыка вселенной, у меня уже нет ни драгоценных тфиллин, ни прекрасного этрога. Я принимаю Твой приговор с любовью. Я не разгневаюсь и не нарушу мир в своей семье!»
В ночь праздника Суккот р. Йехиэлю Михлу приснился сон. Во сне к нему пришел его великий отец и сказал: «Сын мой! Твое самообладание создало тебе огромную заслугу на Небесах. Часть награды полагается тебе в этом мире: отныне твоя семья будет жить в достатке и изобилии».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.