Темы: Недельная глава, Кашрут, Рав Бенцион Зильбер, Рим, Животные, Шмини, Лицемерие
И говорил Г-сподь Моше и Аарону, сказав им: Говорите сынам Исраэля так: Вот существо живое, какое вы можете есть, из всего скота, что на земле: все, что имеет копыто и расщепляет копыта, жует жвачку из скота, — такое ешьте. Но такого не ешьте из жующих жвачку и имеющих копыто: верблюда, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет, — нечист он для вас; и шафана, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет, — нечист он для вас; И зайца, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет, — нечист он для вас; и свинью, ибо она имеет копыто и расщепляет копыто, но жвачки не жует, — нечиста она для вас (Шмини 11:1-8)
Тора последовательно перечисляет признаки кашерности животных. Несмотря на то, что у свиньи раздвоены копыта, она не жует жвачку и поэтому запрещена в пищу. Мидраш Раба отмечает, что каждое из некашерных животных, упомянутых в вышеприведенном отрывке, соответствует тому или иному царству, в соответствующую историческую эпоху властвовавшее над еврейским народом (см. предсказания Даниэля о четырех царствах). Четвертому в списке этих царств соответствует свинья. Она символизирует собой Римскую империю и ее духовных наследников.
Почему именно свинья? Мидраш указывает на то, что свинья ложится, вытягивая копытца и выставляя их напоказ. В отличие от других животных, которые прячут копыта под себя, свинья как бы демонстрирует всему миру признаки кашерности, оставаясь при этом некашерным животным. Нам известно, что в современном мире во многих случаях распространено публичное стремление к морализму наряду с аморальным поведением на деле. (Рассказывают, как сидели за столом шесть человек, а на столе семь кусочков вкусного торта. Каждый взял себе кусок. Один кусочек остался осиротевшим. Погас свет, и через минуту зажегся. В кусочке торчало шесть вилок…)
Мидраш рассказывает, что некий владыка приказал очистить свою империю от воров, развратников и колдунов. Проще говоря – убить их. Затем он тихо признался одному из советников: “Сам я все эти три преступления совершил за одну ночь”.
Потомки Римской империи, как та свинья, которая не жует жвачку, но демонстрирует “кашерные” копытца, постоянно исповедуют двуличность. Гитлеровский Рейх не нарушал законы Германии. Чтобы реализовать свои людоедские замыслы, он создал новые законы.
Самым первым государством, которое начало депортировать евреев в концлагеря, стала Словакия. Ее тогдашним президентом был католический монах Тисо. По-видимому, Рейх хотел наглядно продемонстрировать народам Европы, что для высылки и уничтожения евреев не существует никаких моральных барьеров. Евреям не говорили правду о том, что их ожидает в конце пути… Им говорили о трудовых лагерях.
Опасаясь высылок, несколько словацких евреев направили петицию тогдашнему Римскому папе, умоляя его обратить внимание на страдания людей и на тот факт, что из-за депортаций разлучаются семьи. Вскоре был получен ответ:
1. Святой Престол сожалеет о страданиях мужчин, женщин и детей. 2. Святой Престол сожалеет, что среди депортированных есть «его овцы» (т. е. крестившиеся евреи). 3. Святой Престол сожалеет, что депортация разлучает семьи.
Словацкое руководство на заседании обсудило полученное послание. Анализируя его, пришли к такому пониманию. “Его овец”, т. е. выкрестов, было решено не высылать. Депортация в концлагеря всех остальных евреев будет продолжена. А чтобы удовлетворить специальную просьбу воздержаться от разлучения семей – евреев Словакии будут ссылать в концлагеря целыми семьями...
Какие сладкие слова послания, и какие страшные последствия! Это и есть Эдом – он демонстрирует благородство, а на деле проявляет жестокость. В отличие от Ишмаэля, которого Тора называет диким человеком, Эдом со всем его блеском, как говорит Мидраш, – это «двуличная свинья». Не будем обольщаться ее стройными копытцами.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю