Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Судья, Книга заповедей, Рамбам, Суд, Справедливость
276-я заповедь – запрещение судье выносить оправдательный приговор из страха перед преступником. Но судья обязан выносить приговор, невзирая на ущерб, который может принести ему подсудимый. Ашем, да будет Он превознесен, сказал: “Не страшитесь человека, ибо суд – от Ашема” (Дварим 1:17).
И сказано в Сифре: “Чтобы не подумал судья: “Я боюсь, как бы этот человек не убил моего ребенка, как бы он не поджег мой стог, как бы он не вырубил мои саженцы”, – Тора говорит: “Не страшитесь человека”.
277-я заповедь – запрещение судье из жалости к подсудимому-бедняку выносить приговор в его пользу. Но следует судить и богатого, и нищего в равной степени справедливо – приговаривая виновного к установленным законом платежам. И об этом Его речение: “И нищему не потворствуй в тяжбе его” (Шмот 23:3).
Этот же запрет повторен в Торе в иных выражениях. Ашем сказал: “Не будь снисходителен к нищему”. В Сифри объясняется: “Чтобы не подумал судья: “Ведь этот подсудимый – бедняк, а я и этот богач, который судится с ним, обязаны его обеспечивать пропитанием. Решу-ка я дело в его пользу, и получится, что он обеспечен законным образом”, – Тора говорит: “Не будь снисходителен к нищему”.
278-я заповедь – запрещение судье предвзято судить человека, о котором известно, что он нечестивец и грешник. Ашем, да будет Он превознесен, запретил нарушать законы судопроизводства с целью покарать такого злодея. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не отклоняй права неимущего в его тяжбе” (Шмот 23:6). В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Когда судья разбирает тяжбу между нечестивцем и порядочным человеком, он не должен думать: “Ведь этот человек нечестивец – решу-ка я дело не в его пользу”. Тора говорит: “Не отклоняй права неимущего в его тяжбе”. “Неимущего” – имеется в виду бедного заслугами за выполнение заповедей”.
Иными словами, несмотря на то, что подсудимый “беден заповедями”, запрещено предвзято судить его.
279-я заповедь – запрещение судье проявлять снисхождение к тому, кто ненамеренно убил человека или нанес увечье, и из жалости освобождать от выплаты установленных штрафов и компенсаций.
Судье не следует думать: “Этот человек бедняк, он отсек руку потерпевшему неумышленно (или выбил ему глаз неумышленно) – проявлю-ка я снисходительность и не буду присуждать его к выплате всех платежей, установленных за нанесение ущерба”. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Пусть не пощадит глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу” (Дварим 19:21. Речь в стихе идет о денежных компенсациях, установленных за убийство, совершенное по ошибке, а также за нанесенное увечье. См. Бава кама 87а и комментарий Раши на Шмот 21:23-25).
Этот же запрет повторен еще раз. Ашем сказал: “Пусть не пощадит его твой глаз, чтобы ты очистил Израиль от невинно пролитой крови” (Дварим 19:13).
Двести восьмидесятая заповедь – запрещение судье вершить несправедливый суд в отношении геров и сирот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не суди превратно ни гера, ни сироты” (Дварим 24:17).
Мы уже разъясняли (НД 273), что судья, вершащий несправедливый суд по отношению к любому еврею, преступает запрет, выраженный в Его речении “Не совершайте несправедливости на суде” (Ваикра 19:15). А тот, кто вершит несправедливый суд над гером, преступает одновременно два запрета Торы.
В Сифри (Ки теце) объясняется: “Не суди превратно ни гера, ни сироты” – отсюда мы учим, что судья превратно судящий гера, преступает этим два запрета Торы, а если гер к тому же и сирота – то три запрета”.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю