Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Реформизм, Ассимиляция, Антисемитизм, Америка, История еврейского народа, Помощь, Берл Вайн, Диаспора, Ам Исраэль хай
Если Америка была «золотой страной»1 для всех бедных и подавляемых в Европе, то для евреев это был единственный остров безопасности в мире. К началу тридцатых годов девятнадцатого века слава Америки, страны свободы и огромных возможностей, укрепилась в сознании европейцев. Первые волны иммиграции в начале века катились в США из Великобритании. Среди них была и небольшая волна традиционных евреев.
В тридцатых годах началась широкая эмиграция из Германии, в ней уже было немало евреев. В 1826 году в США проживало шесть тысяч евреев. В 1840 году, когда был кровавый навет в Дамаске — 15 000, а в 1860 году эмиграция евреев из Германии довела их число до 150 000. Евреи селились в Нью-Йорке и Цинциннати,2 Чикаго, Кливленде, Детройте, Сент-Луисе, Нью-Орлеане, Миннеаполисе, Саванне, Атланте и Филадельфии. А «золотая лихорадка» в Калифорнии в 1848—49 годах привлекла тысячи евреев на западное побережье континента.
Первые американские евреи в период колониальных войн и гражданской войны были сефарды, ассимилированные и не особенно выделяющиеся. Немецкие евреи были заметнее, многочисленнее и социально агрессивнее. Большинство из них были реформированными, «просвещенными» . Они стремились усвоить обычаи нового общества, а свои темплы4 и организации, стремясь к мимикрии, строили по образцу христианских.
У реформистов США были очень либеральные, если не радикальные, раввинские лидеры: Давид Айнхорн, Самуил Гирш, Исаак Майер Вайс и Самуил Адлер. И светские лидеры американских евреев тоже склонялись к Реформе. Иосиф Зелигман, Яков Шиф,5 Август Бельмонт, семья Бамбергер и другие добились больших успехов в финансовом мире.6 Жизнь американских евреев тогда в основном направляла Реформа, ее целью было ассимилировать евреев, лишив их уважения к традиции. Эта реформистская ориентация официального организованного американского еврейства оказывала влияние и на последующие волны еврейской эмиграции в США.
Начиная с 1881 года, в Америку после убийства царя и последовавшей волны погромов двинулись русские евреи. За 10 лет переехало почти 200 ООО евреев, к началу двадцатого века 360 ООО, и за десять лет до первой мировой войны в США проживали почти 800 000 восточноевропейских евреев. К началу войны еврейское население в Америке достигло почти двух миллионов.
Вначале в США ехали через Броды, город в польской Галиции, потом через железнодорожные центры и порты, такие, как Лемберг (Львов), Краков, Бреслау, Берлин, Бремен, Гамбург, Брест, Гавр и Антверпен. Трудности абсорбции, долгий и тяжелый путь через Атлантику, неаккуратные продавцы билетов, самодовольные и чересчур бюрократичные иммиграционные офицеры, ошеломляющая новизна, к которой надо было привыкать, все это делало переезд незабываемым и часто тяжелым переживанием для большинства иммигрантов.
Русское еврейство, сорванное с мест «южными бурями» (эвфемизм погромов), жестокостью населения и бедностью, начало уезжать. Россия поддерживала это движение, рассчитывая с помощью Америки избавиться от нежеланных евреев. Князь Н. Игнатьев, член внутреннего кабинета царя Александра III, сказал: «Западная граница открыта для евреев. Евреи уже воспользовались этим правом, и их эмиграции не нужно препятствовать». А другой высший чин при этом заметил: «…западная граница открыта для евреев. Почему они этим не пользуются?» Много русских евреев, особенно бедных, молодых, авантюристичных и светских поняли этот намек.
1 Как ее называли на идиш: а голдене медина.
2 Оплоте реформированного иудаизма.
3 Многие из них были активными участниками германских социальных революций тридцатых-сороковых годов, либеральными и радикальными в политических и революционных взглядах.
4 Синагоги реформисты называют темпл — храм, по христианскому образцу.
5 Он был традиционнее других и пытался сохранить иудаизм в Америке в том виде, который ему казался жизнеспособным.
6 Но часть из них, особенно их потомства, отказывались признаваться в еврейском происхождении.
Отношение Америки к иммиграции и, что более важно, к самим иммигрантам, было неровным, встречались высокомерие, предвзятое отношение и насилие. Насмешки над евреями были еще в ходу, а когда евреев становилось больше, реакция против них росла. Ирония судьбы заключалась в том, что существовала и процентная норма в высших учебных заведениях и некоторых районах США, где евреям запрещалось селиться, как в России, хотя подход, конечно, был мягче.
Но часто иммигрантов встречали доброжелательно. Не только евреи, что прибыли раньше, проявляли гостеприимство, но и нееврейские общины. Многие американцы сознавали, что эти бедные, напуганные, странные люди могут стать ценным приобретением. В общем, дружественное отношение Америки и ее роль «золотой страны» для преследуемых выразила молодая еврейская поэтесса тех лет Эмма Лазарус: 7
Дай мне усталых и бедных твоих,
Твои толпы, что жаждут свободно вздохнуть
И достичь спасительных берегов.
Пошли их, бездомных страдальцев ко мне.
Подниму я мой светоч над златыми вратами.
Евреи ощутили внутреннее тепло и доброжелательность и воспользовались новой возможностью. Уверенные в том, что в новом изгнании будет материально легче, они писали родственникам в Европу: «Приезжайте». Новые иммигранты, хотя сами боролись за кусок хлеба в новом месте, посылали деньги и билеты, ободряя родственников, друзей и земляков иммигрировать в Америку. И исход произошел! Оглядываясь назад, можно увидеть, что рука Творца, которая отправляла евреев из одного изгнания в другое, теперь указывала новый исход. Он был спасением, «оставшимся станом»8, который выживет и расцветет, когда Старый мир уничтожит еврейское население, жившее в нем больше тысячи лет.
Не все восточноевропейское еврейство воспринимало переезд положительно. Трудности пути и приспособления к новому окружению разрушали духовное состояние и традицию. Реформистская инфраструктура препятствовала попыткам новых евреев восстановить в Америке жизнь по Торе. Пройдут десятки лет, пока традиционные евреи почувствуют себя комфортабельно и уверенно в США. Общество помощи еврейским иммигрантам,9 Федерация еврейских филантропов, американская (особенно нью-йоркская) система общественных школ, — все они способствовали американизации евреев.
Многие из иммигрантов, стремясь к скорейшей и успешной ассимиляции, «бросали тфилин в ньюйоркской гавани», согласно выражению того времени. Строгое соблюдение закона, интенсивное изучение Торы и Талмуда, святость личной жизни — все было проблемой в Америке тех лет. Шести, а иногда семидневная рабочая неделя, отсутствие традиционной еврейской инфраструктуры и акцент на материальном успехе ослаблял религиозность. Даже когда родители боролись, чтобы это сохранить, дети часто отвергали традицию, ассоциируя ее с отчужденностью в обществе, отсталостью и бедностью. Это не ускользнуло от глаз лидеров традиционного еврейства Восточной Европы. Поэтому за редким исключением крупные раввины России не советовали ехать в Америку, даже в тридцатые годы двадцатого века. В результате, большинство гигантов еврейского духа, которые могли бы сформировать американское еврейство с самого начала, не приехали в США, оставив вакуум в ортодоксальном лидерстве, что проявилось в почти полном отсутствии ешив и полноценных религиозных школ.
Отношение организованного американского еврейства к евреям из Восточной Европы также различалось. Эти уже американские евреи — германские, культурные и ассимилированные, рассматривали своих неотесанных, говорящих на идиш, выглядящих по-еврейски и более традиционных братьев, с жалостью, презрением, сочувствием или гневом. Евреи с положением боялись, что их социальные достижения подорвут новые родственники, и пытались противостоять их приезду в Америку.
Лишь немногих европейских евреев, которые прибыли сюда за последние годы, можно назвать беженцами по религиозным мотивам. Благородного сочувствия без вопросов, с которым обычно ветречали беженцев и жертв притеснений до 1884 года, нельзя ожидать к людям, которые рвутся в Америку просто, чтобы улучшить экономическое положение и социальные условия.11
Но преобладали все-таки традиционные ценности братства и гуманные соображения, глубоко запечатленные в еврейском характере и жизненном стиле Торы в течение тысяч лет. Новоприбывшим оказывали большую помощь. ХИАС, Еврейская ассоциация расселения бездомных, пресса на идише, Федерация благотворительности и местные организации, все работали вместе, чтобы помочь. Еврейская традиционная благотворительность и взаимопомощь была главной социальной задачей и качеством того времени. Евреи старались позаботиться о евреях. И уверенность в том, что братья помогут, придавала силы русским евреям в их решении ехать.
7 Потомок старой богатой сефардекой семьи, она родилась в 1849 году и умерла в 1887 году. Ее сонет «Новый колосс», отлитый в бронзе, помещен у подножия Статуи Свободы в Нью-Йорке.
8 Бытие 32:9.
9 Ведущая еврейская организация, помогающая иммиграции и иммигрантам.
10 Его в основном спонсировал парижский Альянс Исраэлит Универсель, он оперировал в Бродах и других основных центрах, через которые евреи переправлялись в США.
11 То же сообщал Госдепартамент США еврейским иммигрантам, стремящимся выехать из СССР в Америку в 1989 году.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю