Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Рамбам, Жертвоприношения
111-я заповедь – запрещение также выкупать поле, посвященное “безадресным посвящением”, И об этом Его речение: “...Не продается и не выкупается...” (там же). И сказано в Сифре: “Не выкупается” – хозяева не могут выкупить это поле. Как же с ним поступают? Оно передается коэнам во владение. Но если уточнено, что “поле посвящается Ашему”, оно переходит в собственность Храма”.
Законы, связанные с “безадресным посвящением”, разъясняются в трактате Арахин (28б), и там сказано: “Поля, посвященные “безадресным посвящением” невозможно выкупить, но они передаются в безвозмездный дар коэнам”.
112-я заповедь – запрещение в момент мелики (особый вид умерщвления птицы) отделять голову птицы, приносимой в грехоочистительную жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...И надломит голову ему (голубю) с затылка, но не отделит” (Ваикра 5:8). И если отделил голову, то жертва непригодна.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Зевахим (64б-65б).
113-я заповедь – запрещение использовать для работы животное, посвященное в жертву. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не работай на своем первородном быке” (Дварим 15:19) – из этого запрета использовать для работы первенцев выводится запрет использовать для работы любое животное, посвященное в жертву. А в конце трактата Макот (21б) разъясняется, что тот, кто использует для работы любое из посвященных в жертву животных, карается бичеванием.
114-я заповедь – запрещение состригать шерсть с посвященных в жертву животных. И об этом Его речение: “...Не стриги первородного из мелкого скота своего” (Дварим 15:19) – из этого запрета состригать шерсть первенцев выводится запрет состригать шерсть любого животного, посвященного в жертву.
Законы, связанные с выполнением двух этих заповедей – запрета состригать шерсть первенцев и запрета использовать их для работы, разъясняются в трактате Бехорот (6б,9б,14-15б,24б-26б,33). И тот, кто состригает даже мельчайший клочок шерсти с посвященного животного, карается бичеванием.
115-я заповедь – запрещение резать пасхального ягненка, не уничтожив предварительно все квасное в своем владении. И об этом речение Ашема: “Не забивай при квасном Моей жертвы” (Шмот 23:18). Этот запрет повторен еще раз почти в тех же словах: “Не зарезай при квасном Моей жертвы” (там же 34:25). Имеется в виду, что ко времени, когда режут пасхального ягненка, пополудни 14 нисана, не должно быть квасного ни во владении того, кто совершает шхиту, ни во владении того, кто окропляет жертвенник кровью жертвы, ни во владении того, кто воскуряет определенные части жертвы на жертвеннике, ни во владении всех членов хабуры – группы, от имени которой была принесена данная пасхальная жертва. И каждый из перечисленных, во владении которого к сроку жертвоприношения остается квасное, карается бичеванием.
И в Мехильте объяснено: “Не зарезай при квасном Моей жертвы” – не режь пасхальную жертву, пока не уничтожено все квасное в твоих владениях”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Песахим (63а-64а).
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю