Темы: Дурное начало, Тшува, Йом Кипур, Война, Лев Кацин, Бааль Тшува
— Принимай огонь на себя! — крикнул Алексу командир взвода…
… Алекс вошел в Ирак в первый же день войны в составе 82-й десантной дивизии. Вскоре с пулеметом на плече он двигался по улице иракского города Самарры. Неожиданно солдаты попали в засаду, из одного дома по американцам открылся ураганный огонь. Тогда командир крикнул: «Принимай огонь на себя!» (дословно — «You will be a bullet magnet!»). Алекс получил задание прикрыть огнем пулемета отход солдат.
— У меня мало шансов выжить, — подумал Алекс, и из его сердца вырвалась молитва о жизни: Если только я останусь в живых, и сохранится моя левая рука, я приду в мою иешиву «Синай Академи» в Бруклине, надену тфиллин и скажу «Шма, Исраэль!»
… Спустя год бывший ученик иешивы Алекс вошел в мой кабинет, надел тфиллин и рассказал эту историю. «Называйте меня теперь еврейским именем — Шломо», — попросил он. С тех пор мы встречаемся по субботам и праздникам в синагоге молодежного центра «Шаарей Эмуна» на Брайтоне. Прошедший праздник еврейского Нового года не стал исключением.
— Сегодня я вспомнил о тебе, — обратился я к Шломо в синагоге. — Почему когда ты взмолился о жизни, то не сказал: «Если только останусь в живых, то куплю себе новую машину»? Почему вспомнил о молитве «Шма, Исраэль»?
Казалось бы, в день еврейского Нового года мы должны просить о здоровье, материальных благах. Однако в молитвеннике Рош Хашана эти просьбы упоминаются вскользь. Главной же темой праздничных молитв становится видение будущего совершенствования мира, когда империи зла будут повержены, а человечество объединится, осознав вечные ценности духа. В эти праздничные дни еврей не просит ни о чем материальном, а определяет свое место в жизни, свой духовный мир. Ставя перед собой духовные цели, человек заслуживает на Небесах необходимые для их реализации материальные средства. Понятно, что каждый человек желает себе и своим близким здоровья, денег, жизненного комфорта, однако все это не является целью, а лишь средством. Ведь человек не живет для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить!
— Я тоже недавно вернулся из Ирака, — присоединился к нашему разговору Кен С. — До службы в армии я не задумывался о смысле жизни, не отмечал еврейских праздников, не соблюдал заповедей. Оказавшись на войне, я спросил себя: во имя чего я иду в бой и во имя чего я живу? Особое влияние на мою жизнь оказал проведенный в Ираке Йом Кипур. В тот день я нес службу в пустыне, но решил, несмотря на жару, соблюдать пост (Кен не знал, что, по Торе, на войне солдаты не должны поститься).
… Почему в день Рош Хашана евреи слушают звуки шофара?
В древности под звуки шофара евреи шли в бой, упоминают мудрецы одну из причин. Служитель Храма коhен обращался к солдатам с призывом преодолеть страх и произносил: «Шма, Исраэль!» — «Слушай, Израиль, Всевышний… один!»
О чем молят солдаты перед боем? О жизни! Перед лицом смерти солдат молит о жизни, одновременно спрашивая себя, во имя чего он идет в бой, во имя чего живет.
Звучащие в Рош Хашана звуки шофара напоминают каждому еврею, что он — идущий в бой солдат. Каждый из нас, слушая звуки шофара, решает, во имя чего он живет.
В мгновения истины человеку становится ясно: он пришел в эту жизнь для того, чтобы творить добро и совершенствовать окружающий мир, а для этого ему нужно, прежде всего, совершенствовать себя самого.
— Откуда ты идешь? — спросил старец солдата, рассказывает Талмуд.
— Возвращаюсь с войны.
— Ты возвращаешься с малой войны, а идешь на войну большую.
Это война человека с самим собой, со своими слабостями и недостатками. И этой войне с самим собой еврейский календарь отводит десять дней, от Рош Хашана до Йом Кипура, которые называются Десятью Днями Трепета.
Звучащие в Рош Хашана звуки шофара призывают еврея идти в бой. Десять дней спустя, по окончании Йом Кипура, в синагогах раздается продолжительный звук шофара, который оповещает о победе добра над злом, о достигнутом внутреннем исправлении. Этот звук — символ неисправимого еврейского оптимизма. Он намекает и на будущий приход Машиаха, на исправление всего человечества.
Эта радость победы человека над своими слабостями отмечается праздником Суккот, который называется Временем Нашей Радости. Четыре вида растений, которые евреи берут в руки в Суккот, Талмуд называет символом победы, отмечая связь между Днем Трепета — Йом Кипур и радостным праздником Суккот. Ибо тот, кто открывает для себя во имя чего он живет, обретает радость и жизненные силы.
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю