Темы: Награда и наказание, Милосердие, Добро, Атеизм, Еврейские качества, Рав Ашер Кушнир, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Я, как и многие евреи, которые родились и живут в России, мало в детстве слышала о своих настоящих корнях, точнее, слово еврей слышала, «мы евреи», но на этом — почти все. Некоторые фамилии писателей, музыкантов, что мы везде, нас много и нас все ненавидят. Благодаря этим ненавистникам многие из нас и начали себя идентифицировать, нам всегда напоминали, кто мы. Но больше ничего. Все этические и эстетические понятия, система ценностей, все критерии человеческой личности были усвоены здесь, в этом обществе. И здесь принято просто считать себя «хорошим человеком», просто, без критериев и оснований. Точнее, есть какие-то критерии, но они практически не определены, а в конечном счете все сводится к лицемерию и двойным стандартам. Каждый их устанавливает себе сам, поэтому каждый — так называемый «хороший человек». Мой вопрос к Вам: что, с еврейской точки зрения, значит быть хорошим человеком? Получает ли хороший человек вознаграждение от Творца за свои поступки? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, N.
Уважаемая N.!
Вы задаете важные и актуальные вопросы. Действительно, в светском обществе принято культивировать легенду о «хорошем человеке».
Например, она часто используется, когда речь заходит о религиозности. Говорят, что нет надобности «нагружать» человека какими-то религиозными обязанностями, достаточно, чтобы он был «хорошим».
Но, в основном, фразу «Главное, чтобы человек был хороший» произносят, чтобы скрыть отсутствие каких-либо ценимых в обществе достоинств. Так, если человек ленив, ни в чём не преуспел, интеллектом, как и внешностью, не блистает, но при этом никому сильно не мешает, не наркоман и не алкоголик, то и остаётся — «хороший человек». Это действительно удачная формулировка, загораживающая не всегда пристойную картину двойных стандартов самолюбивых и слабодушных людей.
Вы правильно замечаете: при отсутствии общепринятых, ясных критериев, каждый подгоняет определение «хорошего» под себя. Сколько людей, столько «центров координат», «эталонов», поэтому в рамках представлений человеческого общества принципиально не существует возможности определить кто «хороший». В отсутствие Абсолюта всё относительно…
Тем не менее, как инженер может оценить, насколько ХОРОШО работает изобретённый ИМ прибор, ведь критерии этому он сам и установил, так сотворенный человек может быть оценен его Творцом.
И, действительно, Творец передал нам образ идеального (хорошего) человека, подробно описывая в Торе жизнь наших праотцов и других праведников. И в книгах наших мудрецов подробно изложены критерии праведности, нормы этического поведения, говорится о правильных пропорциях душевных качеств, границах телесных потребностей, об адекватном восприятии мира и многом другом. Это можно найти, например, в трактате Пиркей Авот; в книге РАМБАМА «Мишне Тора» (Ильхот Дэот); в книге «Путь Праведных» РАМХАЛЯ и во многих других источниках.
Получает ли «хороший человек» вознаграждение от Творца за свои поступки?
Вы задаете еще один вопрос: получает ли «хороший человек» вознаграждение от Творца за свои поступки? По-другому: а можно ли удостоиться вознаграждения Творца без религиозных обязанностей?
На первый взгляд, человек, который делает добрые дела, помогает другим, сочувствует, проявляет милосердие — достоин всех наград Всевышнего. Но так ли это?
К примеру, некий сознательный горожанин, когда работники мэрии затеяли забастовку и прекратили убирать мусор, решил сам заняться очищением района проживания. После окончания забастовки он обратился к городским властям с просьбой оплатить его труд. Оплатят ли его? Скорее всего, ему будут готовы выдать почётную грамоту сознательного гражданина за добровольную инициативу, но ничего не заплатят. Почему? Потому что между ними не был заключён договор об оплате.
Так и тут. Человек делает доброе дело, например, помогает старушке перейти через дорогу. Кто же ему должен за это «заплатить»? Ведь никакого договора об оплате он не заключал — ни со старушкой, ни, тем более, Непонятно-С-Кем? К тому же, как можно ожидать платы от Того, Кто, по соображениям «хорошего человека», не существует, а значит, не «нагружает» его обязанностями… Человек сам установил, что есть «хорошо», и своё личное понимание этих норм решил воплотить в жизнь, что доставило ему удовлетворение. Почему же Кто-то, Кто не существует, должен его за это награждать?!
Итак, как это ни огорчительно, за «хорошее поведение» по личной инициативе, человек может и удостоится похвалы и уважения в мире этом, но, никакого вознаграждения в мире грядущем ему не полагается.
Дай Б-г, чтобы у всех нас был план работы над построением своей личности, чтобы стать по-настоящему «хорошим человеком», таким, как ожидает Творец, и таким образом удостоиться награды…
С уважением, Ашер Кушнир
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Лоренс Келеман,
из цикла «Возможность поверить»
Из трех возможных отношений человека к Б-гу — веры, агностицизма и атеизма — только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм
Рав Ефим Свирский
Заповеди для всего человечества.
Хафец Хаим,
из цикла «Любите делать добро»
Три части книги Ахават Хесед
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
«А вы что думали, законы Творения – это игра в кубики?»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону