Темы: Изучение Торы, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Везде написано, что еврей должен каждый день изучать Тору. Хотел бы уточнить, что именно это означает? Если мы не говорим о студентах ешив и тех, кто посвятил учебе всю свою жизнь, то что конкретно нужно учить, чтобы эта заповедь была исполнена? Я пока не готов изучать непосредственно Талмуд. Хорошо, я читаю недельную главу с комментарием РАШИ, читаю статьи на вашем сайте по недельной главе. Можно ли считать изучением Торы чтение статей на вашем сайте? Изучение Кицур Шульхан Арух? Чтение литературы, написанной раввинами? Не могли бы вы подробно рассказать об этом? И еще о том, сколько и когда нужно учить Тору человеку, имеющему работу, чтобы выполнение заповеди зачлось? Заранее большое спасибо! Филипп
Здравствуйте, Филипп!
Прежде всего, заслуживает уважения Ваше стремление изучать Тору.
И в идеале, конечно, каждый еврей должен мечтать о том, чтобы узнать всю Тору, целиком и полностью. Не все ее разделы легко изучать, но Талмуд действительно является одной из важнейших ее составляющих, и его, так или иначе, изучает большинство религиозных евреев. Поэтому, несомненно, надо стремиться к тому, чтобы ознакомиться с ним и начать плавание «в море Талмуда». Причем не обязательно непременно знать до этого всю Письменную Тору — Пятикнижие, Пророки и Писания: надо просто найти правильный формат обучения — в группе, с наставником — который позволит заняться Талмудом на том уровне, который Вам подходит. Хотя понятно, что это не всегда возможно сразу.
С другой стороны, даже изучение одного слова Торы — Письменной или Устной — уже является выполнением заповеди. Даже если у человека столько важных и неотложных дел, что он не может уделять изучению Торы ни минуты, ему может быть засчитано как изучение Торы произнесение ее отрывков в молитве Шма (которую в любом случае должен два раза в день произносить каждый еврей). Но, разумеется, большинство евреев способны на большее, и каждый должен изучать Тору столько, сколько он может по времени — и на том уровне, на котором способен.
Изучение недельной главы с комментарием Раши, конечно, засчитывается как изучение Торы.
Кицур Шульхан Арух — безусловно. И не только как простое выполнение заповеди изучать Тору. Согласно мнению мудрецов, особенно важно такое изучение, которое на практике ведет к исполнению заповедей Торы и помогает в этом. Именно таким является изучение практических законов (Галахи) с намерением их исполнять, и основным источником для этого являются книги по Галахе — Кицур Шульхан Арух, Шульхан Арух, Мишна Брура.
Также, хотя любое изучение Торы засчитывается как исполнение заповеди, еврею важно изучать не только Письменную Тору, но и Устную, поскольку «Всевышний заключил завет с народом Израиля именно об изучении Устной Торы». Книги Письменной Торы изначально были даны только евреям, но, в конечном счете, стали доступны и другим народам (каждому на своем уровне). Но Устная Тора — толкование Письменной Торы и выведенные из нее законы — дана исключительно евреям. Поэтому ее изучение является выражением нашей особой близости к Б-гу.
Основная часть Устной Торы представлена в Талмуде. Но даже если еще нет возможности изучать его, можно начать с относительно более простой Мишны: в ней записаны основные положения Устной Торы, которые Талмуд потом подробно анализирует и обсуждает.
Статьи раввинов, выложенные на сайте или опубликованные в других местах, конечно, могут помочь. Если речь в них идет непосредственно о Торе — цитируется и обсуждается рассказанное в ней или практические законы и т. п., то и читать их — значит изучать Тору.
Только при этом важно не превращать чтение литературы, созданной сегодня, в замену изучения самой Торы — недельной главы, Талмуда, Галахи и т. д. Все-таки слова Самого Б-га в Торе, а также слова, записанные в Мишне и Талмуде вдохновленными Им великими мудрецами прошлого, обладают особым весом и силой, которую не воспроизведет в полной мере то, что написано сегодня. Современные лекции и статьи полезны и во многих случаях необходимы именно как помощь в изучении тех святых и древних слов.
Все это относится и к тому, кто работает. Если он учил Тору столько, сколько мог, даже если выучил очень немного, это зачтется ему как исполнение заповеди. Как сказано, в первую очередь речь идет об изучении практических законов и недельной главы с комментарием Раши, а также, по возможности, и Талмуда.
Важно отметить: когда человек работает, имеет значение не только и не столько количество изученного в день материала, сколько постоянство, непрерывность изучения. Важно каждый день выделять для изучения Торы конкретный промежуток времени и таким образом сделать его частью повседневного «расписания», стараясь не пропустить ни одного дня. Так, вне зависимости от того, сколько материала будет изучено каждый день, учеба станет постоянной и неотъемлемой частью жизни человека. По словам мудрецов, именно об этом, среди прочего, спросят человека на Небесах: уделял ли он ежедневно время изучению Торы?
Так что главное — изучать Тору каждый день без исключения, и то, что Вы делаете — безусловно засчитывается Вам как выполнение этой великой заповеди. Остается пожелать Вам только возможности ознакомиться и с Талмудом и присоединиться к той массе евреев, которые с удовольствием продвигаются в этом «море».
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Меир Мучник
И зачем в это время поворачивать голову справа налево?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Мендель Агранович
Из каких частей они состоят?
Рав Меир Мучник
Миру нужны полицейские?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.