Темы: Наказание, Эдом, Гостеприимство, Овадья Климовский, Моав
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Изучаю Тору, недельный раздел, и возник вопрос. В Дварим гл.2, ст. 29 Тора говорит про момент прохода земли Сихона — «как мне сделали сыны Эсава….Моав». Но ведь сыны Эсава, Моав не дали пройти. Вы ответите, что это относится только к продаже еды и воды, но про это сказано в 28 стихе и каашер относится именно к проходу по земле. Но тогда как же Моше говорит: «как сделали мне Эдом и Моав» — ведь они не дали пройти! Не оставьте без ответа. Спасибо.
Шалом! Комментаторы говорят, что в данном случае слово ка-ашер («как») относится именно к тому, о чем говорится в первой части стиха 28, — к продаже продовольствия. Другое дело, что ведь Моав обвиняется (в объяснении, почему Тора не разрешает евреям родниться с ними) именно в том, что не вынес хлеб и воду навстречу евреям. На это есть множество объяснений. Самым простым представляется такое: одно дело — торговать с теми, кто проходит у границ, и это делали все — кому захочется упустить свою выгоду[1]. Другое — встретить путников хлебом и водой, когда они впервые приближаются к границам. Очевидно, тогда это было принято даже по отношению к не очень дружественным народам, и единственные, кто пренебрег этим, — это Моав и Амон.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Хотя пройти через свою территорию никто не дал — а выгода была явная, но тому есть свои причины.
Читайте: Книга Дварим с комментариями
Кто такие Аммон и аммонитяне
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Шломо Гольдман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.