Темы: Раскаяние, Грех, РАМХАЛЬ, Искупление грехов, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Извините, что задаю другой вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Просто с большим интересом мы всей семьей читаем Ваши ответы. Большое спасибо, что Вы находите время на ответы. Пусть Б-г благословит Ваши труды для Его славы.
В Библии много раз упоминается, что Б-г прощает нам наши грехи и не вспоминает о них (Иезекииля 18; 22—24). Но в книге Рамхаля «Даат Твунот» есть такие слова: «И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнится исправление, а порча будет забыта, или наоборот — если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его». На первый взгляд это высказывание противоречит Библии. Но, с другой стороны, когда Давид согрешил с Вирсавией, а потом раскаялся, Б-г простил его, но наказание он понес — умер его сын. Помогите разобраться в этом вопросе. И еще. Стоит ли книги Рахмаля понимать буквально, или стоит понять главную мысль? С уважением, Юрий
Шалом и браха также и Вам, уважаемый Юрий, и спасибо за все Ваши отзывы и добрые пожелания!
Вы замечательно подметили, что, на первый взгляд, утверждение Рамхаля противоречит словам Йехезкеля, но, разумеется, это невозможно. Весь вопрос в том, сумеем ли мы понять, что имели в виду тот и другой. Попробуем разобраться в меру наших скромных возможностей.
Пророк Йехезкель в указанном Вами отрывке говорит, как объясняют мудрецы, о наказании и награде за различные поступки человека. И учит нас, что одной только мыслью человек может изменить отношение Всевышнего к себе: если он раскаялся в преступлениях, то не будет за них наказан — так, как будто их никогда и не было. И, соответственно, не дай Б-г, потеряет награду за добрые дела, если будет сожалеть, что совершил их. Здесь заметим, что, в зависимости от степени прегрешения, одного лишь раскаяния может быть мало для того, чтобы получить полное прощение[1]. (С царем Давидом произошло именно так: он был прощен, но не сразу, а понеся наказание. Кстати, о том, что он окончательно прощен, он так и не узнал, и всю жизнь работал над раскаянием, исправлением этого греха. Однако ему было обещано, что в результате прощение будет полным, только ему не дано будет узнать, когда это произойдет. Знак, свидетельствующий о том, что Давид прощен, Всевышний явил только после смерти Давида, царю Шломо).
Рамхаль же, насколько я могу понять, говорит о том, что каждый поступок рассматривается не сам по себе, а как часть цепи хороших и дурных поступков. Оценивается общее влияние этих поступков на мироздание и на саму личность человека — в этом смысл того, что Всевышний помнит обо всем. Однако это не влияет на результат конкретного действия, в котором человек уже раскаялся. Тонкое различие, очевидно, существует между понятиями «не помнить», что и по простой логике вряд ли может относиться к Творцу, и «не вспомнится человеку», что фактически означает «не будет ему напомнено».
С уважением, Овадья Климовский
[1]Подробнее об этом см. Рамбам, Законы раскаяния, 1:4
Читайте:Благословен Помнящий союз…
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Из статьи «Основы» (Маамар аикарим)
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Михаэль Солганик
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону