Темы: Суккот, Холь аМоэд, Песах, Праздники, Работа, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Я знаю, что в холь-амоэд («праздничные будни» — те дни праздников Песах и Суккот, которые не имеют статуса йом тов — праздника) работать разрешается, но в то же время лучше не работать, а в каких-то случаях даже запрещено. Скажите, пожалуйста, как определить эту грань между «можно смело работать» и «стоит настоять на отпуске». Так, например, я могу получить отпуск на все дни. Но это значит, что а) мне будет сложнее получить отпуск в другой раз, когда захочу. б) если вдруг (не дай Б-г) праздник совпадет с напряженкой — будут, как минимум, косо смотреть в) и т.п. Для меня, например, легче было бы попросить полурабочие дни, когда, с одной стороны, я бы контролировал ситуацию и делал только важные дела, с другой, создавал впечатление постоянной активности, а не длительного отсутствия. Поэтому в общем случае интересует вопрос: как определить грань правильного поведения? Спасибо.
Большое спасибо за интересный вопрос. Ответ на такого рода вопросы зависит от большого количества обстоятельств, поэтому попытаемся привести некоторые общие положения, которые помогут Вам выбрать правильную линию поведения.
Как Вы верно говорите, работа в холь а-моэд запрещена, однако мудрецы определили некоторые случаи, на которые данный запрет не распространяется. Разрешено выполнять:
1) работы для того, чтобы приготовить еду или другие вещи подобного рода, необходимые человеку (охель нэфеш); 2) работы, необходимые человеку во время холь а-моэд (цоркэй моэд), 3) работы, в которых нуждается много людей (цоркэй рабим), 4) работы, невыполнение которых приведет к финансовым или иным потерям (давар а-овэд), 5) также разрешено работать человеку, которому нечего есть, чтобы заработать себе на пропитание.
Для того чтобы понять, обязан ли человек брать отпуск в холь а-моэд, необходимо рассмотреть два фактора. Во-первых, приведет ли это к каким-либо финансовым либо другого рода потерям (давар а-овэд). Необходимо отметить, что потеря «потенциально возможной» прибыли не считается давар а-овэд. Во-вторых, существует запрет планировать работу на холь а-моэд, что также обязывает позаботиться о том, чтобы получить отпуск на это время (Шулхан Орух 538:6, ШШК 67:14).
Получается, что даже тот, кто уже израсходовал оплачиваемый отпуск, должен постараться взять дни за свой счет, поскольку то, что он мог бы заработать во время холь а-моэд, рассматривается как «потенциально возможная» прибыль и не считается давар а-овэд. Исключение составляют ситуации, когда отпуск в холь а-моэд может привести к потерям другого рода, например, если в результате этого человек не сможет вовремя сделать необходимые выплаты, что приведет к необходимости платить неустойку и т.п. (Беур алаха 539:5, ШШК 67:11).
Исключением также является ситуация, когда отпуск берут в неудобное для работодателя время, в результате чего он может захотеть уволить такого работника. Потеря работы является также давар а-овэд, поэтому в таком случае разрешено работать в холь а-моэд (респонсы Маараш Ангиль 4:83, ШШК 67:11). Кроме того, если отпуск в неудобное время будут рассматривать как «халатное» отношение к работе, в результате чего работник не сможет получить продвижение по службе, на которое реально мог рассчитывать, то это также считается давар а-овэд, и в таком случае также будет разрешено работать в холь а-моэд. В Вашем случае то, что на Вас будут «косо смотреть», очевидно, еще не считается давар а-овэд и не является достаточным основанием для работы в холь а-моэд. В таком случае после отпуска желательно попытаться вернуть расположение сотрудников, угостив их коробкой конфет и т.п.
Мнения галахических авторитетов, как поступать, если, использовав отпуск в холь а-моэд, человек не сможет потом взять отпуск в другое удобное для него время, например, летом, или если, взяв отпуск летом, он не сможет потом взять его в холь а-моэд, разделились. Вопрос также заключается в том, является ли это планированием работы на холь а-моэд. По мнению большинства галахистов, человек обязан взять отпуск в холь а-моэд, даже если из-за этого потом не сможет взять отпуск летом (Беэр Мойше 42, в кн. Холь а-Моэд, Зихрон Шломо, Рав Штернбух в кн. Моадим у-зманим ч. 4, Ялкут Йосеф 5:512). По мнению Рава Мойше Файнштейна, безусловно, изначально необходимо постараться взять отпуск в холь а-моэд, однако по букве закона, если в результате человек потеряет возможность взять отпуск летом, это будет считаться давар а-овэд и не будет являться планированием работы на холь а-моэд. Соответственно, в таком случае будет разрешено работать в холь а-моэд.
ШШК (67, прим. 47) говорит: упомянутый спор касается ситуации, когда человек перед летним отпуском рассчитывает — из-за того, что он возьмет отпуск сейчас, ему придется работать в холь а-моэд Суккот. Но если человеку полагается отпуск и пришло время холь а-моэд Песах, то, по всем мнениям, ему необходимо взять отпуск сейчас, даже если из-за этого он потеряет возможность взять отпуск летом.
Необходимо отметить: если по каким-то серьезным причинам, например, по состоянию здоровья и т.п. человек в любом случае обязан будет взять отпуск летом, то это также может рассматриваться как давар а-овэд. В таком случае будет разрешено работать в холь а-моэд (Беэр Мойше 7:65).
Если человеку приходится работать в холь а-моэд, то желательно максимально уменьшить объем и время работы и организовать свой рабочий день так, чтобы приходилось только руководить, а вся фактическая работа выполнялась бы подчиненными. На самом деле хорошие руководители обычно именно так и поступают.
Пусть будет воля Вс-вышнего, чтобы в заслугу Ваших усилий по соблюдению законов и святости Праздничных дней и холь а-моэд у Вас всегда была возможность соблюдать их в полной мере; и чтобы это не отражалось негативно на Вашей работе.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда (в Трактате Хагига) учат, что в дни Холь аМоэд запрещено выполнять многие виды работы
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопрос: как нужно одеваться в праздники, полупраздничные дни и в субботу? Почему в праздники наша одежда наряднее, чем в субботу? Кто не одевается празднично в холь а-моэд — пренебрегает святыми днями? Как выполнить заповедь «радо
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Торговля в Холь аМоэд и Йом-Тов
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Яков Шуб
Его мнение совпадает с мнением Рава Нойверта?
р. Меир Фомичев
р. Меир Фомичев
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Несмотря на то, что в полупраздничные дни можно зажигать огонь, варить, ездить на автомобиле и т. п., у этих дней есть особый статус. В холь-амоэд нельзя заполнять рабочие бланки и заниматься другими профессиональными действиями.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Пасхальная неделя является очень насыщенной. В синагогах читают особые молитвы, а люди воздерживаются от будничных дел.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону