Темы: Рав Реувен Куклин, Берешит, Иврит, Животные, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Всевышний не Сам дал имена животным, но поручил это Адаму? Александр, Ярославль
Уважаемый Александр!
Все слова святого языка отражает сущность вещи, которая названа этим словом (см. Святой язык выражает сущность предметов?). У каждой буквы — особое духовное значение, и у сочетаний слов — особый духовный смысл. Поэтому Талмуд говорит (Брахот 55а), что Бецалель умел сочетать буквы, с помощью которых были созданы Небо и земля, — ведь чтобы построить Мишкан (Скинию), который был духовным прообразом мира, надо было познать духовную сущность всего мира.
Всевышний хотел, чтобы Адам полюбил свою жену, как самого себя. Но мир устроен так, что человек рад лишь тому, что прежде ему недоставало. Чтобы Адам почувствовал, насколько ему недостаёт жены, Всевышний повелел ему дать имена всем животным. Чтобы дать настоящие имена, определяющие духовную сущность этих животных, необходимо «вглядеться», глубоко проникнуть в их сущность и понять их духовный корень. Поэтому Адаму предстояло познать духовный корень каждого животного. Для этого Всевышний привёл к нему всех зверей и птиц — чтоб тот мог «вглядеться» в них, как сказано (Бэрейшит 2, 19): «И образовал Господь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их»[1].
Адам действительно постиг духовный корень каждого животного и нарёк ему имя в соответствии с этим корнем. Об этом сказано во второй части стиха: «И как назовёт человек всякое живое существо (нэфеш хайа — “живая душа”), так и имя его» (там же). Комментирует Виленский Гаон: «В соответствии с духовным корнем (нэфеш хайа) дал он им имена».
После того, как человек «вгляделся» в каждое домашнее и дикое животное, в каждую птицу и т.д., он понял, что нет среди них никого, кто мог бы стать ему парой. И почувствовал, как сильно ему не хватает пары. Об этом сказано в следующем стихе (20): «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; а для человека не нашёл Он подмоги соответственной».
И только после того, как человек понял, насколько тяжело для него отсутствие пары, Всевышний создал ему жену — кость от его костей и плоть от плоти его, как сказано в следующих стихах: «И навёл Господь Б-г крепкий сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из сторон (цела)[2] его и закрыл плотью то место. И перестроил Господь Б-г ребро, которое взял у человека, в женщину, и привёл её к человеку» (21, 22).
Когда Адам увидел, насколько подходит ему Хава, он испытал большую радость и сказал (стих 23): «Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей», т.е. «только теперь я вижу создание, которое мне подходит, а все животные мне не подходили». Сказали мудрецы (трактат Йевамот 63а): «Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей — следует отсюда, что познал человек (“вгляделся” в) каждое домашнее и дикое животное, но не успокоился, пока не вгляделся в духовный корень Хавы». После того, как Адам понял, насколько подходит ему Хава, он дал ей имя, подобное своему имени (иш — алеф-йуд-шин), но добавил к нему букву hэй (иша — алеф-шин-hэй). Это «намекает» на то, что жена дополняет мужа: две буквы в их именах совпадают, но в имени мужчины есть дополнительная буква йуд, а в имени женщины — буква hэй. Вместе эти дополнительные буквы составляют Имя Всевышнего — йуд кей[3].
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Почему невесту водят вокруг жениха
[1] Виленский Гаон пишет (Адерет Элиягу), что Всевышний не приводил к Адаму домашних животных, потому что они и так живут у человека. Но Адам дал имена и домашним животным, как сказано в следующем стихе: «И нарёк человек имена всем скотам (домашним животным) и птицам небесным, и всем зверям полевым» (Шмот 2, 20).
[2] Слово цела, которое обычно переводится как «ребро», означает «сторона», см. стих в Шмот (26, 20): «И для другой стороны (цела) скинии, к стороне северной — двадцать брусьев». Т.е. Всевышний создал человека изначально с двумя лицами, одно смотрело вперёд, другое назад, говорят мудрецы в трактате Брахот 61а.
[3] И сказали мудрецы (трактат Сота 17а): «Если удостоились мужчина и женщина — Шхина (Б-жественное присутствие) пребывает между ними». См. об этом статью «Почему невесту водят вокруг жениха?»)
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону