Темы: Земля Израиля, Авраам, Сара, Ктуба, Муж и Жена, Вавилон, Изучение Торы, Община, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, мой жених живет за границей, а я в Израиле, мы идеально подходим друг другу и уже обо всем договорились, но сейчас остро стоит вопрос о том, где нам жить в дальнейшем.
Хотелось бы знать: есть ли, с точки зрения Торы, какое-то предпочтение, где жить, и может ли один заставить другого переехать туда, куда ему больше нравится? Заранее спасибо за ответ, Рут
Уважаемая Рут,
Большое спасибо, что обратились к нам.
На самом деле решение, где поселиться, — одно из самых важных решений для человека в жизни, поскольку общество и атмосфера, в которых мы живем, налагают на нас неизгладимый отпечаток.
К сожалению, в рамках ответа на сайте невозможно разобрать Ваш вопрос конкретно, ведь для этого нужно хорошо знать всю ситуации и взвесить все обстоятельства. Чтобы получить конкретный ответ, учитывающий именно ваши с женихом обстоятельства, возможности и желания обеих сторон, лучше поговорить с мудрым человеком, который выслушает вас и посоветует, как лучше поступить. Если такой возможности нет, то стоит связаться по телефону с одним из наших раввинов.
Но в любом случае в иудаизме есть система приоритетов при выборе места проживания, которую, возможно, стоит учесть и в вашей ситуации. Рассмотрим это вкратце.
Права и обязанности супругов в том, что касается переезда в Землю Израиля
Талмуд (Ктубот 110 б) говорит: если муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена не хочет, муж может попробовать «давить» на нее. Если она всё равно отказывается, это может быть причиной для развода, причем в таком случае жена не получит деньги, полагающееся ей при обычном разводе по финансовому обязательству — Ктубе.
И наоборот: если жена хочет переехать в Землю Израиля, а муж не хочет, она может попробовать «давить» на него, и если он все равно отказывается, это может быть причина для развода. И в таком случае муж будет обязан выплатить ей деньги, полагающееся по Ктубе.
Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод: предпочтение отдается той стороне, которая хочет жить в Земле Израиля, и в случае отказа вторая сторона понесет финансовые убытки.
Переезд Авраама и Сары в Землю Израиля
Тора (Берешит 12:1-5) рассказывает нам о первом испытании Авраама, когда Всевышний повелел ему покинуть место, где он родился и жил, и переехать в Землю Израиля: «И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе… И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот; а Аврам был семидесяти пяти лет при выходе из Харана. И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли, чтобы идти в землю Кнаанскую; и пришли в землю Кнаанскую».
Комментаторы отмечают: на первый взгляд стих «И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли…» в какой-то мере повторяет предыдущий стих и не несет дополнительной информации.
Каббалистическая книга Зоар объясняет: дополнительная информация здесь — «взял Аврам Сарай, жену свою», и это означает, что он уговорил ее добрыми словами поехать с ним. Мужу запрещено заставлять жену переезжать в другую страну, он обязан получить ее согласие.
Рав Меир Симха из Двинска в своем знаменитом комментарии к Торе «Мешех Хохма» отмечает: на первый взгляд слова книги Зоар вызывают недоумение. Мы же учили в Талмуде (Ктубот, см. выше): муж имеет право «давить» на жену, чтобы она переехала с ним в Землю Израиля, даже не уговаривая ее. Почему же Авраам не воспользовался этим правом, а уговаривал Сару добрыми словами поехать с ним?
Рав Меир Симха объясняет это так. В данном случае речь идет не об обычном выполнении заповеди жить в Земле Израиля, а об особом повелении Всевышнего Аврааму. Аврааму было предписано оставить Харан, и это было для него первым испытанием. Поэтому в данном случае Авраам не имел права «давить» на Сару, а должен был именно уговорить ее.
Перед лицом опасности
Маген Авраам (в своем комментарии к Торе «Шемен Сасон») дает другое объяснение. Он приводит комментарий Тосафот (к Ктубот 110 б), где сказано: в наше время (12-14 вв.) путешествия опасны, поэтому муж не имеет права «давить» на жену, требуя переехать с ним в Землю Израиля.
Во времена Авраама Земля Израиля была заселена кнаанейцами, поэтому Авраам должен был завоевывать ее силой. Так что, согласно комментарию Тосафот, он не имел права требовать от Сары ехать с ним, подвергая себя опасности. Вот почему Авраам должен был уговаривать ее.
Из этого комментария можно сделать вывод, что, если проживание в Земле Израиля связано с опасностью, то супруги не могут требовать друг от друга переехать туда, решение должно быть принято по обоюдному согласию.
Отметим: речь идет не только о прямой опасности для жизни. «Опасностью» в данном случае может быть признано и субъективное ощущение, когда один из супругов опасается больше другого.
Куда должен был идти Авраам?
Еще одно объяснение можно найти в книге «Хавацелет а-Шарон» (автор Давид-Менахем Манес из Тернополя). На самом деле автор полагает, что вопроса вообще не существует. Он говорит: согласно известному мидрашу, Всевышний вначале не сообщил Аврааму, что тот должен отправиться именно в Землю Израиля, а просто повелел ему покинуть родные места. В этом и заключалось испытание — Авраам послушался Всевышнего, даже не зная «конечного пункта назначения».
Так как речь не шла о переезде именно в Землю Израиля, Авраам не имел права требовать, чтобы Сара ехала с ним, а должен был ее уговорить присоединиться к нему.
Альтруистические намерения
Теперь попробуем затронуть еще некоторые аспекты, связанные с переездом в Землю Израиля.
Респонс «Меиль Цдака» (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер, Питхей Тшува 75:5) говорит, что заповедь переселения в Землю Израиля существует только для человека, который сможет себя обеспечить там. Нет обязанности переселиться в Эрец-Исраэль и стать обузой для местной общины.
Рав Шломо Клугер в своих респонсах «Элеф лэха Шломо» также пишет: можно требовать от супруга переезда в Землю Израиля, только если переезжают из альтруистических побуждений. Поэтому, если человек едет туда ради заработка, ради смены климата, по медицинским показаниям и т. п., он не имеет права давить на супруга, а может только уговорить его присоединиться к нему.
И это вполне понятно. Ведь Талмуд (Брахот 5а) говорит: Всевышний дал еврейскому народу три бесценных дара, но получить их можно только через страдания и преодоление трудностей. Что это за дары? — Тора, Земля Израиля и Будущий мир.
Мы видим, что проживание в Земле Израиля это подарок от Бога. Источник этого дара — Б-жественный, трансцендентный, а материальные заботы «тормозят» наше приближение к этому Источнику. Поэтому сделать дары по-настоящему своими можно только через трудности и страдания, которые «умаляют» материальную составляющую человека.
Влияние общества
Меири (комментарий к Ктубот 110 б) пишет: как нельзя без особых причин покидать Землю Израиля, так нельзя покидать и Вавилон, чтобы поселиться в других странах. В то время Вавилон являлся центром Торы, там было множество мудрецов и знаменитые йешивы. Соответственно, статус этой страны был подобен статусу Земли Израиля. Похожим образом Хазон Иш отзывался о современной ему «Литве» (сегодня эта область — часть современных Литвы, Польши и Белоруссии).
Итак, мы видим, что при переезде нужно учесть еще один момент: важно жить в центре изучения Торы, там, где есть возможность учиться на высоком уровне и жить среди богобоязненных людей. Это очевидно, ведь окружение неизбежно оказывает свое влияние на человека.
Заключение
Мы выяснили, что при выборе места жительства есть определенное преимущество у того из супругов, который желает переехать в Землю Израиля, но при этом необходимо учесть и другие аспекты. В частности, насколько опасно проживание в Израиле, ради чего осуществляется переезд, сможет ли человек обеспечить себя там материально, а также — будет ли у него там возможность жить среди богобоязненных людей и изучать Тору.
Конкретное решение желательно принимать совместно, с учетом всех возможностей и желания обеих сторон. Для этого лучше поговорить с мудрым человеком, который сумеет взглянуть на ситуацию со стороны и дать верный совет.
Пусть Всевышний поможет вам с женихом принять правильное решение.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Брачный контракт
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Рав Ашер Кушнир
Рав Зеев Урман
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону