Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Пост, Аскетизм, Хасиды, Александр Кац
Раби Меир-Йехиэль бар Авраам-Ицхак Алеви Гольшток (Гаон из Островца; 5611—5688 /1851—1928/ гг.) — выдающийся комментатор Торы и хасидский наставник.
В возрасте двадцати восьми лет вступил на раввинское поприще, а спустя десять лет, в 5649 /1889/ году, возглавил крупную общину г. Островца, на северо-западе Белоруссии. Основал в Островце хасидский «двор».
Последние сорок лет жизни р. Меир-Йехиэль постился от шабата до шабата: не ел и не пил в течение дня и лишь с темнотой немного утолял голод. С каждым годом он ел все меньше и меньше — врачи не понимали, каким образом он поддерживает в себе жизненные силы, а его хасиды утверждали, что он «жив служением Всевышнему» (Гдолей адорот).
Написал целый ряд сочинений, построенных на сложнейших логических расчетах, связывающих различные фрагменты Писания и Талмуда в единую концептуальную систему.
Многие его комментарии основаны на вычислении гиматрий (числовых значениях слов и целых стихов); в своих сочинениях он широко использовал познания в области астрономии и математики.
В наиболее полном виде его комментарии представлены в книге Ор Тора (Свет Торы), изданной после его смерти. Многие из его основных сочинений до сих пор остаются в рукописях.
Р. Меир-Йехиэль Гольшток, Гаон из Островца, умер в 5688 /1928/ году.
Во главе хасидского «двора» его сменил сын р. Йехезкель Алеви из Островца (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю