Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хесед, Катастрофа, Хасиды, Рав Александр Кац, КГБ
Раби Элиэзер-Зюша бар Исраэль-Авраам Португал (Скулянер Ребе; 5658—5742 /1897—1982/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Родился в первый день месяца хешван 5658 /1897/ года в прикарпатском городе Скуляны.
Изучал Тору под руководством отца, занимавшего пост раввина этого города.
В 5675 /1915/ году семнадцатилетний р. Элиэзер-Зюша сменил отца во главе общины.
В 5695 /1935/ году он возглавил крупную общину буковинского города Черновцов. Он создал в регионе сеть хедеров и ешив, благодаря которым многие дети из полуассимилированных семей возвратились к строгому соблюдению законов Торы.
В годы второй мировой войны он организовал широкомасштабную помощь беженцам из Польши.
После того как по итогам войны Черновцы были присоединены к СССР, Скулянер Ребе перебрался в Бухарест — столицу Румынии.
Он вывез с собой несколько сот еврейских сирот, выживших в Катастрофе, — сто пятьдесят из них он распределил по различным семьям, а двести воспитывались в его доме, как его собственные дети. Он старался постепенно переправлять подрастающих детей в харедимные общины Израиля и стран Запада (Энциклопедия левейт Исраэль т.17; R. Dovid Silber Noble lives 1, p.138—139).
После подавления советскими танками венгерской революции 5716 (1956) года, начались суровые репрессии и в соседней Румынии, также «зараженной» духом свободы и демократии. Проходили массовые аресты «неблагонадежных» — в том числе, и еврейских духовных лидеров.
В 5719 /1959/ году Скулянер Ребе и его единственный сын р. Исраэль-Авраам были схвачены по обвинению в шпионаже в пользу США и Израиля — им грозила смертная казнь.
В тюрьме Ребе был подвергнут жестоким пыткам и издевательствам. В международную компанию за его освобождение, инициированную р. Йоэлем Тейтельбоймом (Сатмарский Ребе; см.), оказался вовлечен даже президент США Дуайт Эйзенхауэр, а также Генеральный секретарь ООН, специально посетивший Бухарест ради выполнения этой миссии (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.142—144).
Благодаря мощному дипломатическому прессингу, Скулянер Ребе и его сын были освобождены. В первый день месяца нисан 5720 /1960/ года они, покинув Румынию, отправились в США.
Немедленно по прибытии в Нью-Йорк, Ребе начал борьбу за освобождение еврейских узников, еще остававшихся в румынских тюрьмах и лагерях, — и во многих случаях ему удалось добиться успеха (там же p.139).
С годами вокруг Ребе сложилась цветущая хасидская община — одна из крупнейших в нью-йоркском районе Бруклин.
Во время своих многочисленных посещений Земли Израиля Скулянер Ребе создал разветвленную сеть школ, названную Хесед леАвраам (Благоволение Аврааму). В этих школах дети олим (новых репатриантов) могли приобщиться к традиционному еврейскому воспитанию.
Его вдохновенные молитвы, исходящие из самого сердца, наполняли души окружающих его хасидов трепетом перед Б-гом. Обладая исключительным музыкальным даром, Скулянер Ребе создал целый ряд духовных гимнов и хасидских нигунов (мелодий без слов), получивших широкое распространение (там же p.141).
Р. Элиэзер-Зюша Португал, Скулянер Ребе, умер в последний день месяца ав 5742 /1982/ года.
Его толкования Пятикнижия были собраны в книгу Ноам Элиэзер (Прелесть Элиэзера). В книге Кдушат Элиэзер (Святость Элиэзера) представлены его заметки по поводу праздника Ханука и его истории.
Во главе скулянского «двора» в Бруклине его сменил сын, р. Исраэль-Авраам.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю