Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Раби Йеуда бен Бава, Мудрецы Мишны, Александр Кац
Раби Йеуда бен Бава — один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ, ближайший соратник р. Акивы.
Отличался особенным благочестием: в течение 56 лет он постился каждый день от рассвета до заката, а с восьми лет спал только «сном лошади» — не более получаса подряд, чтобы посвящать как можно больше времени служению Всевышнему ( Седер адорот). В Иерусалимском Талмуде сказано, что «все поступки совершались им во имя Небес» ( Сота 9:10).
Когда стало известно, что римляне казнили р. Акиву, р. Йеуда бен Бава собрал его учеников и продолжил обучать их.
В Талмуде ( Санхедрин 13а-14б) рассказывается, что указом императора Адриана запрещалось также совершать смиху — посвящать учеников в раввины и судьи. Римляне объявили, что будут казнены и тот, кто дает смиху, и тот, кто посвящается в раввины, а город, в котором произойдет посвящение, будет разрушен. «И тогда р. Йеуда бен Бава, расположившись в горной лощине между двумя городами, Уша и Шфарам, посвятил в раввины пятерых учеников», среди которых были р. Меир (см.), р. Йеуда бен Илай (см.), р. Шимон бар Йохай (см.), р. Йоси бен Халафта (см.), а, по некоторым сведениям, также р. Нехемья (см.).
Когда римляне их обнаружили, р. Йеуда бен Бава приказал ученикам, оставив его, укрыться в горах. Римляне казнили его на месте, «вонзив в него 300 железных пик» ( Авода зара 8б). Он погиб в возрасте 70 лет ( Седер адорот). В Талмуде сказано, что цепь посвящения не прервалась «только благодаря р. Йеуде бен Баве» ( Авода зара там же).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю