Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Аскала, Германия, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йосеф бар Меир Теомим (При мегадим; 5487-5552 /1727-1792/ гг.) – выдающийся законоучитель.
Родился в Галиции, в небольшом местечке возле г. Лемберга (Львова).
Учился у своего отца – львовского законоучителя и даршана (общественного проповедника).
В течение многих лет р. Йосеф зарабатывал на жизнь трудом меламеда, обучая детей основам Торы.
В 5516 /1756/ году вышла в свет его книга Порат Йосеф (Даровитый Йосеф; см. Берешит 49:22), в которую он включил свои хидушим – оригинальные аналитические заметки к талмудическим трактатам Йевамот, Ктубот и Бава кама.
В 5527 /1767/ году вышел из печати трактат Ган верадим (Розовый сад), содержащий общие принципы талмудического исследования.
В 5530 /1770/ году он прибыл в столицу Пруссии г. Берлин, чтобы издать здесь свой основной труд – комментарий на раздел Йоре деа (Наставляющий мудрости) из кодекса Шульхан арух. В его комментарии, озаглавленном При мегадим (Лакомый плод), разъясняются алахические взгляды двух выдающихся законоучителей предыдущего поколения – р. Давида Алеви (Таза; см.), написавшего книгу Турей заав (Золотые ряды), и р. Шабтая Акоэна (Шаха; см.), написавшего книгу Сифтей коэн (Уста священника). На основе глубочайшего анализа и сопоставления мнений этих законоучителей р. Йосеф Теомим возводит стройную логическую конструкцию, ведущую к псаку – окончательному алахическому решению.
По свидетельству учеников, р. Йосеф Теомим в течение двадцати лет углубленно изучал талмудический трактат Хулин, посвященный шхите – ритуальному зарезанию скота. И лишь повторив этот трактат – со всеми комментариями – ровно сто один раз, он приступил к написанию книги При мегадим, в которой вопросы, связанные с кашерностью пищи, занимают одно из центральных мест (Сарей амеа 1:5).
Выход в свет этой книги принес автору известность и высочайший авторитет в глазах знатоков Торы. Знаменитый берлинский богач и филантроп р. Даниэль Яфе пригласил его преподавателем в свой дом учения и предоставил особую стипендию, благодаря которой р. Йосеф мог в покое продолжать работу над своей книгой.
За два года (с 5532 /1772/ по 5534 /1774/), проведенные в берлинском доме учения, р. Йосеф Теомим завершил комментарий на другой раздел Шульхан аруха – Орах хаим (Образ жизни). В этой части своего труда он сопоставлял уже упомянутую книгу р. Давида Алеви Турей заав с книгой Маген Авраам (Щит Авраама), написанной р. Авраамом Гомбинером (см.). Комментарий на раздел Орах хаим получился более полным и обстоятельным, поскольку при работе над ним р. Йосеф располагал богатым берлинским собранием книг и запасом времени (в то время как первая часть книги писалась урывками, в минуты, свободные от его работы меламеда).
В 5534 /1774/ году р. Йосеф был вынужден покинуть Берлин в результате участившихся столкновений с юным зятем р. Даниэля Яфе, Давидом Фридлендером, который был ближайшим учеником вождя «берлинского просвещения» Мозеса Мендельсона
Р. Йосеф стремился избегать любых встреч с отступником, в точности следуя испытанной рекомендации мудрецов: «Раньше приходи в дом учения и позже уходи из него, и твои ненавистники падут (по воле Небес)» (Гитин 7а). Но поскольку Фридлендер буквально преследовал его своими речами, полными ядовитого скепсиса и безверия, р. Йосеф предпочел оставить город, ставший эпицентром духовной катастрофы.
Р. Йесеф вернулся во Львов и по стопам своего отца стал законоучителем и даршаном (общественным проповедником) в ряде небольших общин, расположенных вокруг города.
В 5541 /1781/ году он возглавил общину города Франкфурта на Одере, расположенного несколько восточнее Берлина, и оставался на этом посту до последних лет своей жизни; он также руководил городской ешивой.
Особое внимание в его ешиве уделялось углубленному изучению Танаха и грамматики святого языка. В предисловии к одной из своих книг он горько иронизировал над ешивами, в которых «юноши стыдятся изучать недельную главу Торы с комментариями Раши, а также книги пророков и Кетувим (Писания)». В таких ешивах, сетовал он, «занимаются только Талмудом и тосафистами, и тот, кто умеет задавать каверзные вопросы и изыскивать ответы на них, слывет мудрецом и зовется «равом», – в то время, как Танах ему неизвестен, а святой язык заброшен за ненадобностью в пыльный угол» (Сарей амеа, там же).
В 5542 /1782/ году р. Йосеф Теомим завершил и издал книгу Рав пниним (Собрание жемчужин), в которую включил свои аналитические заметки по поводу Пятикнижия.
Р. Йосеф Теомим отличался исключительной скромностью и смирением. До последних дней жизни, уже став почтенным раввином крупной общины и руководителем знаменитой ешивы, он продолжал подписывать свои сочинения: «Йосеф, меламед» или «Йосеф, учитель чтения из Львова» (Сарей амеа 1:5).
В 5547 /1787/ году в типографии Франкфурта на Одере вышла в свет вторая часть его книги При мегадим – комментарий на раздел Орах хаим.
Книга При мегадим до сих пор является одним из основополагающих законодательных источников – в большинстве полных изданий Шульхан аруха комментарий р. Йосефа Теомим печатается рядом с основным текстом.
Р. Йосеф Теомим умер во Франкфурте на Одере четвертого ияра 5552 /1792/ года.
Век спустя, в 5670 /1910/ году, был издан сборник его драшот (проповедей) Нотарикон, в предисловии к которому содержалась его краткая биография.
Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю