Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся проповедник, законоучитель и кабалист, духовный лидер еврейских общин Востока

Раби Йосеф-Хаим бар Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 /1833-1909/ гг.) — выдающийся проповедник, законоучитель и кабалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

Родился двадцать третьего ава 5593 /1833/ года в Багдаде, на земле древнего Вавилона. Сын багдадского даршана (проповедника) р. Элияу, написавшего авторитетный кабалистический трактат Мидраш Элияу («Толкование Элияу»).

В семилетнем возрасте ребенок провалился в глубокий колодец, и лишь благодаря чудесному стечению обстоятельств ему удалось спастись. В тот день он принял обет посвятить всю свою жизнь изучению Торы и служению Всевышнему (Гдолей адорот).

Его основным наставником был глава евреев Багдада р. Абдалла Сомех. Позднее он женился на дочери р. Сомеха.

В 5619 /1859/ году, после смерти отца, двадцатишестилетний р. Йосеф-Хаим сменил его в качестве даршана багдадской общины.

Вскоре его выступления приобрели особую популярность. Свою еженедельную лекцию он произносил в шабат, после полудня, в переполненном зале дома молитвы. Лекция продолжалась, как правило, три часа и буквально завораживала сердца слушателей. В рассказ, посвященный недельной главе Торы, р. Йосеф-Хаим вплетал увлекательные талмудические предания и жизненные истории. Вместе с тем, он включал в проповедь многочисленные законодательные положения, связанные с содержанием недельной главы или с различными календарными событиями (Гдолей адорот).

На основе этих проповедей он написал книгу, в которой тоже сочетал свои яркие драшот (толкования Пятикнижия) с кратким изложением практической алахи. Материал в книге, озаглавленной Бен Иш Хай («Сын мужа живого»), был расположен в соответствии с порядком недельных глав Торы.

Эта книга выдержала множество изданий и приобрела широчайшую популярность — в первую очередь, среди евреев восточных общин. В сефардских общинах сложился обычай изучать ее ежедневно, сразу после молитвы; она стала самым распространенным законодательным сводом — сефардским вариантом «Краткого Шульхан Аруха».

В последующих поколениях название прославленной книги целиком заменило собой имя автора — он вошел в историю еврейской мысли под именем «Бен Иш Хай».

В 5629 /1869/ году р. Йосеф-Хаим побывал на Земле Израиля.

Среди прочих святых мест он посетил могилу полководца Бенаяу бен Йеояда, который был также главой Великого Санхедрина в эпоху царя Шломо (Соломона). В духовном озарении р. Йосефу-Хаиму было открыто, что «корень» его души восходит именно к этому праведнику (Гдолей адорот).

После смерти его наставника р. Абдаллы Сомеха, последовавшей в 5649 /1889/ году, Бен Иш Хай стал фактическим главой евреев Багдада, а затем и всех еврейских общин Ирака.

Из многих общин Востока к нему обращались за решением спорных вопросов — его алахические респонсы были собраны в книгу Рав Пеалим («Велик делами»).

Его перу принадлежит еще около сорока изданных книг, среди которых особенно выделяются трактаты Бенаяу и Бен Йеояда, посвященные анализу талмудических агадот (преданий).

Бен Иш Хай написал более двухсот пиютов (духовных гимнов), многие из которых были включены в литургию восточных общин.

Наибольшей известностью пользуется его знаменитая песня о великом кабалисте и праведнике раби Шимоне бар Йохае (Рашби), начинающаяся словами: «Ваамартем ко лехай, раби Шимон бар Йохай!»

Р. Йосеф-Хаим из Вавилона, Бен Иш Хай, умер тринадцатого элуля 5669 /1909/ года — во время посещения могилы пророка Йехезкеля, расположенной в иракской деревне Аль-Капиль.

В похоронной церемонии, проходившей в Багдаде, участвовали десятки тысяч евреев, а также тысячи иноверцев. По некоторым сведениям, через день после погребения его прах был тайно перевезен из Багдада в Иерусалим и перезахоронен на Масличной горе (Гдолей адорот).

Более восьмидесяти его сочинений, в том числе, целый ряд книг по кабале, до сих пор остаются в рукописях.

Среди его ближайших учеников был один из ведущих кабалистов Иерусалима р. Селиман Элияу, автор основополагающего кабалистического трактата Керем Шломо (Виноградник Шломо).

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?