Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Алия, Рав Александр Кац, Геула, Религиозный сионизм
Раби Йеуда-Шломо-Хай Алкалай (5558-5639 /1798-1878/ гг.) — один из духовных лидеров религиозного сионизма.
Родился в боснийском городе Сараево, входившем в пределы Османской империи.
Учился в сараевской ешиве под руководством р. Элиэзера Папо, составителя краткой энциклопедии еврейской этики Пеле йоэц («Чудесный советчик»).
Был меламедом (учителем начальной школы), а затем хахамом (раввином) сефардской общины г. Змелина, примыкающего к Белграду.
Под впечатлением дамасского «кровавого навета» 5600 /1840/ года, когда группу евреев ложно обвинили в убийстве монаха, р. Алкалай пришел к выводу, что назрела необходимость организовать возвращение всех гонимых евреев диаспоры на землю предков. Он обратился к еврейским лидерам, в том числе к сэру Мозесу Монтефиоре и банкирам Ротшильдам, с призывом употребить их влияние и денежные средства для освоения Святой Земли. Он предсказывал скорое возрождение святого языка Писания в качестве средства общения между евреями из различных стран мира.
Свои взгляды р. Алкалай изложил в книге Минхат Йеуда («Дар Йеуды»): в поэтапном заселении Святой Земли он видел первый шаг Геулы (конечного избавления еврейского народа). Он объездил многие страны мира, пропагандируя свои взгляды.
Летом 5634 /1874/ года, в возрасте семидесяти шести лет, р. Алкалай переехал в Землю Израиля и обосновался в г. Яффо. Вместе с р. Шмуэлем Могилевером он стал одним из лидеров религиозного крыла поселенческого движения.
Р. Йеуда Алкалай умер четвертого тишрея 5639 /1878/ года во время посещения Йерушалаима.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю