Из цикла «Хроника поколений», темы: Ноах, Рав Александр Кац
Метушелах бен Ханох (מתושלח; 687—1656 гг. /3073—2104 гг. до н.э./) — выдающийся праведник, наставник своего поколения.
Родился в 687 году, когда его отцу Ханоху было 65 лет (Берешит 5:21).
Учился у отца, а затем у Адама (см.), и в последний период жизни Адама стал его ближайшим учеником (Седер олам раба 1).
В 874 году /2886 г. до н.э./ у Метушелаха родился сын-первенец Лемех, а затем и другие дети (Берешит 5:25—26).
В 930 году /2830 г. до н.э./, когда умер его наставник Адам, Метушелах вместе со своим отцом Ханохом возглавлял траурную процессию, направляющуюся к пещере Махпела.
В 987 году /2773 г. до н.э./, после смерти Ханоха, Метушелах стал общепризнанным духовным главой и правителем всего человечества. И подобно своему отцу, он обучал людей мудрости и наставлял их в служении Творцу (Сефер аяшар). По свидетельству мидраша, Метушелах был «абсолютным праведником» и «каждое слово, выходящее из его уст, служило прославлению Творца». В Мишне, которую он изучал, было 900 разделов (в отличие от 6 разделов Мишны, составленной после разрушения Второго Храма). В этих свитках были сконцентрированы познания, приобретенные им от Адама и Ханоха (Ялкут Шимони, Берешит 42).
В 1056 году /2704 г. до н.э./ у его сына Лемеха родился сын-первенец, которого Метушелах назвал именем Ноах (см.) (Берешит 5:28—29; Сефер аяшар).
В последний период правления Метушелаха многие из людей перестали прислушиваться к его наставлениям, а затем отвергли его власть. Они извратили свои пути: грабили, притесняли и вершили разврат (Берешит 6:5; Сефер аяшар). Многие его современники изучали оккультные науки и магию и использовали приобретенные познания для злодеяний. И постепенно, со смертью старшего поколения, которое еще служило Творцу, нечестивцы составили большинство (Зоар 1, 56а; Сефер аяшар).
В 1536 году /2224 г. до н.э./ Метушелах и его внук Ноах получили пророчество: если человечество не раскается, то через сто двадцать лет произойдет губительный потоп, который уничтожит все живое на земле. Изо дня в день Метушелах предупреждал людей о грозящей катастрофе и взывал к их сердцам — но тщетно: люди не слушали его и упрямо шли навстречу приближающемуся возмездию (Сефер аяшар). Они настолько полагались на свое магическое искусство, что были уверены: никакая высшая сила не сумеет причинить им вреда (Зоар 1, 56а).
В этот период ближайшим учеником Метушелаха стал его правнук Шем (см.), сын Ноаха (Седер олам раба 1; Ялкут Шимони, Берешит 42). Метушелах передал ему знания, полученные от Адама и Ханоха, а у Шема впоследствии обучались Эвер (см.) и наши праотцы — Авраам (см.) и Ицхак (см.).
В 1651 году /2109 г. до н.э./ умер сын Метушелаха Лемех (Берешит 5:31). И в тот же год ушли из жизни последние из помнивших о Творце: из всех благочестивых людей на земле оставались лишь Метушелах и семья его внука Ноаха (Сефер аяшар).
Метушелах умер 11 хешвана 1656 года /2104 г. до н.э./ в возрасте 969 лет (Берешит 5:27), прожив самую долгую жизнь за всю историю.
В течение семи дней обитатели земли пребывали в трауре по нему (Ялкут Шимони, Берешит 42) — а через семь дней после его смерти начался великий потоп (Берешит 7:10; Седер адорот). Всевышний откладывал возмездие все то время, пока был жив праведный Метушелах (Зоар 1, 56а). А когда он умер, Творец добавил людям еще семь дней в заслугу того, что они скорбели о смерти праведника (Авот дераби Натан 32:1; Санхедрин 108б).
В Талмуде Метушелах назван в числе семи «пастырей человечества» — величайших праведников всех времен, наряду с Адамом, Шетом, Авраамом, Яаковом, Моше и Шмуэлем (Сукка 52б, Раши).
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?