Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Аскетизм, Святость, Хасиды, Рав Александр Кац, Магид из Межирича
Раби Авраам бар Дов-Бер (Малах; 5501—5537 /1741—1776/ гг.) — выдающийся кабалист.
Сын и ученик одного из основателей хасидского движения р. Дов-Бера (Магида из Межирича; см.).
Р. Авраам вернулся на путь аскетического служения, от которого столь решительно отказались основатели хасидизма. День и ночь он проводил в своей комнате, погруженный в изучение сокровенных разделов Торы и созерцание. Основную часть времени он был увенчан тфилин и закутан в талит — так, что его лица никто не мог видеть (Сарей амеа 3:18).
Отмечая особую духовную чистоту и цельность, достигнутые р. Авраамом, хасиды называли его Малахом (Ангелом).
Р. Авраам обучал кабале своего друга и ровесника р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе; см.), основавшего движение Хабад.
В одном из своих писем Алтер Ребе указывал, что все его хасидские толкования «почерпнуты из святых уст нашего великого наставника (Магида из Межирича) и его сына» (Гдолей адорот).
После смерти отца, последовавшей в 5533 /1772/ году, р. Авраам Малах не только отказался сменить его во главе движения, но и еще больше уединился, переехав в удаленный от хасидских центров городок Фастов, южнее Киева.
Р. Авраам Малах был призван в Небесную Ешиву в 5537 /1776/ году — на тридцать шестом году жизни.
Его внуком был р. Исраэль из Ружина (см.), основавший один из самых авторитетных хасидских «дворов».
Р. Исраэль из Ружина опубликовал рукописи своего деда, содержащие толкования Пятикнижия. Книга получила название Хесед леАвраам (Милость, дарованная Аврааму). В авторском предисловии к этой книге р. Авраам сетовал на то, что учение Бешта и Магида из Межирича «на наших глазах пожухло и обросло непроницаемой кожурой».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю