Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Шмита, Изучение Торы, Алия, Рав Александр Кац
Раби Яаков-Давид бар Зеев Виловский (Ридбаз; 5605—5674 /1845—1913/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в белорусском городе Кобрине в семье бедного печника.
Отец пригласил для занятий со своим старшим сыном лучшего меламеда в городе. Но вскоре наступил год, когда отец не сумел заплатить меламеду — из-за возросших цен он не мог приобрести кирпичи для укладки печей и остался без работы. И тогда, посоветовавшись с женой, он разобрал печь в своем доме и установил ее в новом доме одного из городских богачей. Вся семья провела зиму в выстуженном жилище ради того, чтобы маленький Яаков-Давид продолжил занятия с меламедом (Гдолей адорот).
Уже в детстве прославился как илуй (вундеркинд).
По свидетельству современника, «гениально одаренный Яаков-Давид, ставший знаменитым под именем Ридбаз, поражал всех раввинов и знатоков Торы совершенным знанием наизусть Вавилонского и Иерусалимского Талмудов» (Р. Меир Гальперин, «Гадоль» из Минска с.95).
В двадцать три года р. Яаков-Давид стал раввином местечка Изоблина, расположенного возле г. Волковыска. Здесь он написал свою первую книгу Мигдаль Давид (Башня Давида), включающую его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду.
С выходом книги его имя прогремело по всему литовскому краю. Выдающийся законоучитель р. Исер-Залман Мельцер (см.), отмечая уникальные аналитические способности Ридбаза, утверждал, что «подобного мозга не было на протяжении нескольких поколений» (Гдолей адорот).
В 5636 /1876/ р. Яаков-Давид возглавил крупную общину Бобруйска.
Он бескомпромиссно боролся за сохранение традиционного уклада еврейской жизни, придавая особое значение системе образования: он решительно запрещал родителям направлять своих детей в казенные школы, где преподавание велось на русском языке и изучались общеобразовательные предметы (там же).
В этот период он выпустил в свет сборник своих алахических респонсов, получивший название Шеэлот ветшувотАридбаз (Вопросы и ответы р. Яакова-Давида бар Зеева).
В последующие годы Ридбаз был законоучителем и магидом (общественным проповедником) в Вильно (Вильнюсе), а затем — главным раввином Слуцка. В этом городе он основал большую ешиву. Значительное место в ее программе, в отличие от большинства других ешив, занимало изучение Иерусалимского Талмуда. На материале уроков, проведенных в ешиве, Ридбаз написал комментарий на значительную часть трактатов Иерусалимского Талмуда — эта книга стала основным трудом его жизни.
Его любовь к Торе не имела границ. Однажды к нему в Слуцк приехал раввин соседнего городка р. Барух-Бер Лейбович (см.), чтобы обсудить сложнейшую талмудическую проблему. В ходе дискуссии они так и не пришли к определенному результату. Однако через несколько часов после отъезда р. Баруха-Бера Ридбазу все же удалось найти искомое решение. Он попытался нанять извозчика, который бы отвез его к р. Баруху-Беру, но как раз в этот час разыгралась снежная буря, и ни один из возниц не решался в такую погоду покинуть город. И тогда Ридбаз отправился в путь пешком. В середине ночи он постучался в дверь дома р. Баруха-Бера — запорошенный с головы до ног снегом. Прежде, чем раздеться и обогреться, Ридбаз радостно закричал: «Раби Барух-Бер, слава Б-гу, решение найдено!» (Маасей авотейну, Ницавим).
В 5663 /1903/ году Ридбаз переехал в США. В 5664 /1904/ году он возглавил харедимную общину г. Чикаго.
Он старался возвратить эмигрантов из России к жизни по Торе — а они стремились поскорее превратиться в «настоящих» американцев и отбросить выдающие их отличия в одежде и поведении.
Опасность, связанную с ассимиляцией, Ридбаз объяснял, прибегая к следующей притче. «Евреи, — говорил он, — сравниваются в Писании с огнем, а народы мира — с водой. Ведь о евреях сказано: “И будет народ Яакова огнем” (Овадья 1:18) — в то время как про народы мира написано: “Рев племен подобен реву множества вод” (Йешая 17:13). Когда огонь отделен от воды надежной преградой — например, стенкой котла, он разогревает воду, и она испаряется. Но если убрать преграду, разделяющую огонь и воду, вода быстро потушит огонь еврейства» (Гдолей адорот).
В 5665 /1905/ году Ридбаз переселился на Землю Израиля. В г. Цфате он основал ешиву Торат Эрец Исраэль (Тора Земли Израиля), в которой обучалось около ста пятидесяти юношей.
Ридбаз был одним из основных оппонентов р. Авраама-Ицхака Кука (см.) в полемике, связанной с практикой применения законов шмиты (субботнего года) в эпоху, когда нет Храма. В 5672 /1912/ году Ридбаз издал свой комментарий на книгу р. Исраэля из Шклова (см.) Пеат ашульхан (Край стола), в котором подробно изложил свое понимание этих проблем. Он организовал специальный фонд для поддержки поселенцев, полностью прекращающих обработку земли в год шмиты.
Р. Яаков-Давид Виловский, Ридбаз, умер в праздник Рош ашана — в первый день 5674 /1913/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю