Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Какую пару искать, Ципора Харитан, Страх перед будущим
1. Я выросла в абсолютно светской еврейской семье. Любое упоминание Б-га здесь воспринимается достаточно негативно. Даже за свою учёбу я получаю нелестные отклики от родителей и других родственников. Они считают, что это всё ерунда. Но мне очень интересно всё узнавать и учить.
Собственно сам вопрос в том, как мне в таких условиях что-то начинать соблюдать? Я не могу поменять место жительства и среду общения. И при этом у меня у самой постоянно много сомнений в голове. Просто тяжело осознавать, что вдруг я должна поменять весь свой облик, образ жизни и т. д., кажется, что проще ничего не делать. Мне, вроде, и хочется соблюдать, и я как будто не готова к такому. Что делать в такой ситуации?
2. Здравствуйте. Я девушка из светской семьи и пока ничего не соблюдающая. У меня есть два вопроса.
1) Стоит ли искать полностью соблюдающего мужа, если я хочу в браке постепенно подняться на его уровень?
2) А стоит ли вообще кого-то искать и пытаться знакомиться, если я даже примерно не знаю и не понимаю, какого человека ищу?
3. Здравствуйте. У меня в немалой мере травмирована психика от жизни в моей семье. Я боюсь, что это сильно повлияет на поиск и выбор мужа и на саму семейную жизнь. Вроде, понимаю, что надо идти к психологу, но этого тоже боюсь, т. к. боюсь, что выберу не того.
Что делать в такой ситуации? Стоит ли искать кого-то сейчас, если хочется, или лучше сначала постараться изменить себя? N.
Уважаемая N.,
Получила три Ваших письма, каждое из которых говорит о Ваших душевных колебаниях относительно выбора мужа и религиозной жизни.
Попробую, насколько смогу, ответить на все эти письма вместе.
У меня ощущение, что Вы совершенно правы, когда пишете, что сами еще толком не знаете, чего хотите. Вы ни в одном письме не указали свой возраст, и, если Вы еще очень молодая девушка, в районе 17-18 лет, то Ваши колебания абсолютно нормальны.
Если Вам больше 20, то, безусловно, Вы уже приближаетесь к возрасту, когда важно определиться, и, если это сложно сделать из-за семейных проблем и осадка, который они у Вас оставили, то, безусловно, стоит воспользоваться помощью хорошего еврейского религиозного психолога.
Религиозного, т. к. нерелигиозные в наше время вообще не видят особой ценности в семье. А по Вашему письму чувствуется, что Вы мечтаете о хорошей семье. Очень часто душевный осадок, который люди несут из-за того, что росли в деструктивных семьях, действительно может плохо сказаться на их будущем, не дай Б-г, если они это не проработают.
Подчеркну и повторю: психолог здесь не роскошь, а «предмет первой необходимости». У многих людей, которые перенесли травмы в деструктивной семье, остается тяжелый осадок, который может на протяжении всей жизни мешать им построить свою семью, если не посвятить время и силы решению психологических проблем с помощью хорошего профессионала.
Теперь — что касается Вашего вопроса о соблюдении. Так как Вы ставите вопрос «всё или ничего», т. е. либо полностью перейти к еврейской религиозной жизни, либо ничего не соблюдать, то понятно, насколько Вас пугает идея начать соблюдение.
Но в Торе очень много заповедей, и, если человек начинает соблюдать то, что ему сейчас подходит в его жизни в нерелигиозном окружении, это является неким духовным маяком, знаком, что он хочет вести себя богоугодно, но пока делает только то, что в его возможностях.
Нет никакого сомнения, говорят наши мудрецы, что любое богоугодное действие приближает человека к Всевышнему и дает ему силы. Скажем, трудно соблюдать кашрут во всех его деталях, но человек перестает есть некошерное мясо. И т. д. Тогда сама мицва (заповедь) потихоньку тянет его на еще шажок приблизиться к Всевышнему.
Скажем, в Израиле устраивается большая «кампания», когда женщинам предлагают зажигать субботние свечи и молиться о себе и своей семье. Это начинают делать очень многие женщины, которые в других областях пока что (в моих глазах, к сожалению) не соблюдают субботу полностью. Но говорят, что это зажигание свечей — некий островок духовности в их повседневной жизни.
Так вот, поищите несколько таких островков, и, я уверена, Вы ощутите, что растете духовно и приближаетесь к Всевышнему.
Что касается брака с человеком полностью религиозным, то, чтобы такой брак дал положительные результаты, необходимо несколько условий.
1. Самое главное — чтобы Вы сама стремились к такому образу жизни. Не для мужа, а для самой себя.
2. Чтобы кандидат в мужья уже немалое время соблюдал мицвот и мог бы влиять на Вас, а не Вы, даже не желая того, «тащили» бы его назад.
3. Чтобы кандидат в мужья понимал: при самых правильных решениях полностью измениться, мгновенно развернуться на 180 градусов реально невозможно. И что Вы будете учиться соблюдать очень постепенно, и необходимо будет постоянно советоваться с раввином, какие заповеди Вы уже должны соблюдать, а с какими можно подождать.
А то я вижу семьи, где начинается война: «Ты же сказал/-а, что собираешься быть совершенно религиозным/-ой. Как же ты можешь нарушать то-то и то-то?!» Понятно, что в большинстве случае это гораздо больше отдаляет от Всевышнего, чем приближает к Нему.
Позвольте также сказать: думаю, чтобы достичь реального духовного продвижения, очень важно найти себе какую-либо еврейскую религиозную среду и людей, с которыми Вы могли бы общаться, хотя бы время от времени, и советоваться по вопросам, которые у Вас вызывают сомнения.
Виртуальное общение — это, конечно, намного лучше, чем ничего, но его, к сожалению, недостаточно для того, чтобы понять дух иудаизма и увидеть, каким образом люди его воплощают в повседневной жизни.
С уважением и пожеланием осуществить свои положительные намерения, то есть разобраться с тем, какой Вы хотите видеть свою жизнь, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.