Темы: Наши родители, Почитание родителей, Психологические травмы, Мирьям Климовская
Почему всегда нужно уважать отца? Пример — у мужчины и женщины была близость, сразу после который мужчина покинул женщину, а женщина осталась с плодом. За что же тут уважать, за то, что мужчина скрылся, как только получил удовольствие?? В.
Уважаемый В.!
Вы задаете хороший вопрос. Действительно, почему Тора требует от еврея уважать родителей, даже когда они, на наш взгляд, недостойны уважения?
Чтобы ответить, стоит сначала обратиться к самой заповеди почитания отца и матери. Мы знаем, что она входит в число Десяти речений, полученных еврейским народом на горе Синай. Но в списке семи заповедей потомков Ноаха она отсутствует. При этом очевидно, что уважение к родителям — это элементарное требование дэрех эрец — общепринятых норм человеческих отношений, которые существовали в мире раньше дарования Торы: дэрех эрец кадма лэ-тора («предшествовали Торе»). В Талмуде рассказывается о Дама бен-Нэтина — нееврее, который настолько тщательно выполнял это требование, что удостоился стать примером для евреев. Но поскольку для других народов это не является заповедью, можно сделать вывод: они выполняют это требование, поскольку оно соответствует человеческой логике. Т.е. люди могут до него дойти «своим умом». А человеческая логика говорит: уважать надо того, кто достоин уважения. Таким образом, если нееврей не будет уважать своего отца, когда тот — жестокий, эгоистичный и т.п., он не будет виновен в нарушении заповеди.
Не так обстоит дело у евреев. Одно то, что эта заповедь — одна из важнейших, записанная на Скрижалях Завета, говорит нам о ее Б-жественной, а не человеческой природе. Следовательно, на основании выводов ограниченного человеческого разума «отменить» ее нельзя.
Более того, если мы обратим внимание на ее место среди других речений, то заметим еще одну особенность. Из нашей Традиции известно, что первые пять заповедей относятся к области обязанностей «человека по отношению к Всевышнему», а следующие пять — «человека по отношению к человеку». Заповедь почитания родителей — пятая по счету, таким образом, она относится к первой «пятерке», т.е. связана не с отношениями между людьми, а с отношениями между человеком и его Творцом. Это показывает, что наше почитание родителей — не столько для них, сколько для нас самих — для наших отношений с Всевышним. Эта заповедь считается одной из самых трудных и в материальном плане, но еще больше — в моральном. Часто человеку приходится идти на огромные жертвы, чтобы выполнить ее как следует. Насколько же тяжелее это бремя, когда он чувствует, что делает это для человека, который не заслуживает ни благодарности, ни уважения, который в жизни не сделал для него ничего хорошего и даже не желал его рождения.
В этом случае уместно будет вспомнить, что мы делаем это, прежде всего, ради того, чтобы исполнить заповедь Всевышнего. А за каждую заповедь нам полагается награда в соответствии с трудностями, которые приходится преодолевать, чтобы ее выполнить. Более того, почитание родителей — одна из немногих заповедей, за которую Тора прямо обещает награду еще и в этом мире: долголетие. Так что даже если в некоторых ситуациях мы сможем найти способ, оправданный еврейским Законом, уйти от этой повинности, мы, возможно, будем освобождены от наказания за ее нарушение, но награда нам точно полагаться не будет. Великий мудрец Талмуда Абайе всю жизнь сокрушался о том, что, будучи сиротой, не имел возможности выполнить заповедь почитания родителей. Другому мудрецу было открыто, что в Будущем мире он окажется рядом с малоизвестным мясником. Когда он разыскал этого мясника, выяснилось, что тот удостоился быть наравне с гигантом Торы благодаря тому, что сам ухаживал за своими престарелыми родителями.
В заключение следует напомнить себе, что Творец мог сотворить различные формы жизни. Мы могли бы появляться на свет и без участия родителей. Или — мало ли на свете живых существ, у которых нет абсолютно никакой связи с их родителями? Но Всевышний дал нам отца и мать, какими бы они ни были, чтобы мы могли удостоиться великой награды, а также приблизиться к духовному совершенству, работая над своими качествами.
(Если есть конкретные вопросы по Алахе: например, как быть, если отец жестоко обращается с матерью или использует обязанность детей почитать его, чтобы нанести ущерб ей или им; если почитание родителей плохо влияет на брак человека, его детей и т.п., — следует посоветоваться со знающим раввином).
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону