Темы: Недельная глава, Моше, Ваэтханан, Рассказы
Иорданом и сказал им: «Я умолял я Б-га в то время», а наши мудрецы истолковали это в Мидраше так: Моше произнес 515 молитв, по числу слова «и умолял» (ואתחנן), чтобы ему было позволено войти в страну Израиля.
На первый взгляд, это странно. Ведь Моше сам слышал из уст Святого, благословен Он, слова: «Поскольку не поверили в Меня… не введете эту общину в страну, которую Я дал вам». Почему же он так старается убедить Всевышнего не выполнять данное обещание? Более того, когда он видит, что его многочисленные просьбы остаются без ответа, зачем он продолжает молиться снова и снова? С чего он решил, что приговор будет отменен?
Рабейну Яаков — Бааль Турим — дает удивительное объяснение: «Ранее написано “не бойтесь их”: я укрепил Израиль — быть может, Он смилуется надо мной». В конце главы Дварим Моше Рабейну говорит сынам Израиля: «Не бойтесь, ибо Б-г Всесильный ваш, Он воюет за вас». Моше укрепил сердце народа Израиля, готовящегося вступить в страну. Евреи знали, что перед ними стоят многочисленные враги, стремящиеся мгновенно уничтожить их. Тогда Моше сказал: не бойтесь их — вы вообще не должны страшиться, поскольку за вас воюет Б-г, и с его великой мощью вы непременно победите в войне, а все враги, желающие вашей смерти, падут перед вами, и не останется от них ни одного выжившего или беглеца.
И сразу же после этого Моше говорит: «И умолял я Б-га в то время», то есть в то время, когда укрепил дух Израиля, появилась возможность просить также и за себя. Конечно же, я знал, что Всевышний уже поставил печать на мой приговор, чтобы я не вошел в страну. Но теперь у меня была большая заслуга, и я имел право попросить отменить этот приговор. Ведь я ободрил и укрепил дух народа Израиля (Кводам шель Исраэль).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.