Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Обращение к раввину или консультанту, Ссоры и конфликты, Грубость
Добрый день. Мы с мужем женаты 6 лет, у нас 3 детей. Отношения у нас в семье очень плохие. Уважения нет.
Муж постоянно меня критикует, что бы я ни делала — все плохо. Я на все его замечания отвечаю очень резко. Отвечаю грубо и как можно больнее. Все разборки с ором и криками. Дети это все видят и слышат.
Кроме всего, у мужа предвзятое отношение к старшему сыну. Чуть не с первых дней его рождения. Он с ним очень жесток. Постоянно его унижает и оскорбляет. Все это слушать для меня очень трудно. Когда я встаю на защиту сына, муж меня начинает оскорблять, а я в ответ — его. Это просто снежный ком.
В очередной из ссор я мужу наговорила много всего обидного. И мы решили развестись. Сообщили нашему раввину. И ждем, когда закончатся праздники. Но сердце мое не на месте. Всевышний объединил наши души. И делал для нас много чудес. А мы так все разрушили. Не смогли совладать со своей животной душой. И теперь все страдаем.
Раввин убеждает меня, что, если мы будем заниматься, мы сможем вернуть шлом-байт. N.
Уважаемая N.,
Ситуацию, которую Вы описываете, я часто называю «кто дал сдачи первым». Т.е. один оскорбил, другой ответил оскорблением, потом его и еще усилили, на детей сорвались, между собой разругались, отомстили друг другу еще немножко и так — по спирали — к ухудшению. Если вы действительно жалеете о происходящем, то, безусловно, необходимо обратиться к специалисту, который поможет установить новые семейные нормы и разобраться с взаимными обидами.
Вызывает большое уважение то, что Вы не изображаете ситуацию так, как будто только муж в ней виноват. Видимо, ни он, ни Вы не видели примера уважительных отношений между мужчиной и женщиной и вели себя по тем образцам, на которые насмотрелись в молодости. Взаимные унижения вызывают у обеих сторон озлобление и нежелание делать что-то хорошее друг для друга.
Безусловно, раввин Вашей общины прав и ситуацию можно изменить, если обе стороны готовы будут работать над своим поведением. Но заранее предупреждаю, что это очень непросто и требует продолжительной семейной терапии — хотя бы в течение полугода, а иногда и до года. Такая терапия с хорошим религиозным специалистом может изменить взаимоотношения между мужем и женой, родителями и детьми. Вопрос заключается в том, заинтересованы ли вы в сохранении семьи.
Главный мой довод «за» это — Вы понимаете, что проблема заключается, как Вы сами пишете, в «животном начале» каждого из нас, поэтому от развода она не исчезнет, а переберется в следующий брак. То есть, если человек хочет быть счастливым в семейной жизни, ему совершенно необходимо научиться строить уважительные и доверительные отношения. А эту попытку можно сделать и с отцом Ваших детей, а не только с новым человеком, который навсегда останется для них только отчимом.
Конечно, иногда выясняется, что одна из сторон совершенно не готова ни на какие шаги навстречу другой и абсолютно убеждена в своей правоте и праве обижать и оскорблять окружающих, если они делают что-то, не соответствующее ее желаниям. Тогда из попытки сохранить брак ничего не получится. Но, по крайней мере, у второй стороны будет ощущение, что она испробовала все, что можно, и потерпела поражение, а не бежала из семейной ситуации, не попытавшись помочь себе и детям. И тогда то, чему человек научится, пусть даже в неудачной попытке, он сможет взять с собой в следующий брак, с Б-жьей помощью.
С уважением и пожеланием найти в себе силы попробовать улучшить ситуацию, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.