Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.

…И вот, два еврея ссорятся; и сказал он (Моше) неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? (Шмот 2:13)

Если ссорятся люди, и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель… то ударивший… пусть заплатит за остановку в его работе и совершенно вылечит его (Шмот 21:18, 19).

Не прибегать к насилию

Тора называет всякого, кто хочет ударить другого человека, «раша» — злодей. Стоит ли снискать это имя ради удовлетворения мгновенной вспышки гнева?

Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.

Галаха

Защищаясь или защищая другого, можно ударить человека.

Родители имеют право наказывать детей, а учитель — ученика. Но если применяется телесное наказание, оно должно быть минимальным, символическим. (Впрочем, если родитель или учитель вынужден ударить ребенка, тем самым он признает, что допустил ошибку в воспитании).

Защита прав человека

…и кто украдет человека и продаст его, и он найден будет в руках его, подлежит смертной казни (Шмот 21:16).

Потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской: не должны быть они продаваемы, как продают рабов. — Ваикра 25:42

Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего; у тебя пусть живет он, в среде твоей… где ему угодно, не притесняй его (Дварим 23:16).

Если ты ссужаешь чем-нибудь ближнего твоего, то не входи в дом его, чтобы взять у него залог (Дварим 24:10). Это касается даже судебного исполнителя (Вавилонский талмуд, Бава Меция, 13а).

Вмешательство в частную жизнь — оскорбление, преследуемое по закону (Вавилонский талмуд, Бава Батра, За).

Нельзя читать чужие письма личного характера (Постановление рабену Гершома, Х век).

Самооговор и признание в преступлении суд не учитывает (ВТ, Санэдрин, 96)

Свобода

Тысячи лет назад, когда рабовладение было общепринято и являлось одной из основ экономической жизни, Тора указала путь к иному обществу.

Лишить еврея свободы без суда считалось тяжким преступлением. В еврейской среде рабство было фактически объявлено незаконным. Более того, свыше трех тысяч лет тому назад именно Тора подняла знамя свободы против рабства во всем мире. В противовес распространенным в те времена представлениям о том, что беглого раба нужно возвратить хозяину. Тора признала свободным и равноправным поселенцем любого беглого раба, который достиг границ Святой Земли. Если он был готов отказаться от идолопоклонства и соблюдать основные законы человеческого общежития (семь «мицвот бней Ноах»), ему гарантировались гражданские права.

Обыск и конфискация имущества

Тора предписывает соблюдать неприкосновенность жилища; она запрещает судебному исполнителю входить в дом должника с целью обыска и конфискации имущества в счет покрытия долга. Долг необходимо погасить, но выбрать вещи для возмещения долга — право должника. Характерно, что это положение, лежащее в основе права человека на частную жизнь, записано сейчас в конституциях большинства современных государств.

Защита прав на частную жизнь

Если хозяин дома может наблюдать через окна, что делается в жилище соседа, он обязан, при определенных условиях, принять участие в расходах по возведению защитного ограждения.

Охрана тайны частной переписки была гарантирована постановлением Х века. Естественным развитием этих постановлений является запрет подслушивать телефонные разговоры, считывать информацию с чужого компьютера и т. п. Такого не должно позволять себе даже правительство и государственные органы, кроме случаев, когда есть серьезные основания подозревать криминальную деятельность.

Самооговоры

Большинство демократических законодательных систем подтверждает, что подсудимый не может быть принужден судом или трибуналом к даче обвинительного материала против себя. Проблема, однако, заключается в том, что при отказе давать показания неизбежно возникают подозрения, что человеку есть что скрывать. И все же, по закону Торы, такое право подсудимого разумеется само собой. Любое обвинение, которое возводит на себя обвиняемый, не фиксируется судом, и суд не придает ему никакого значения. Это защищает обвиняемого и от попыток полиции вырвать у него признание, поскольку никакое признание не будет принято судом в качестве доказательства. Так действует один из принципов Торы, который мы называем «выключателем», или принципом «да — нет». Его применение не зависит от конкретного индивидуума и его благоразумия, а также от того, требует ли обвиняемый применить его по отношению к себе или нет.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?