Из цикла «Всего одно слово — Амен», темы: Провидение, Амен, Всего одно слово, Молитва, Заработок
В годы жизни Бен Иш Хая его город Багдад существенно отличался от того, который нам известен сегодня (Багдад — столица Ирака, но в еврейской традиции эту страну принято называть Бавель — Вавилония). Этот город являлся оживленным центром международной торговли. Многие багдадские евреи были не только знатоками Торы, но и преуспевающими коммерсантами. В следующей истории воссоздается жизнь той эпохи — более века тому назад.
Менаше и Элазар были близкими друзьями, и оба вели торговлю антиквариатом. Однажды им представилась уникальная возможность приобрести несколько редчайших предметов, и этот шанс не следовало упускать. Они вместе поспешили, чтобы встретиться с продавцом.
Их путь пролегал мимо дома, который евреи использовали для молитвы. Девять мужчин собрались там и ожидали десятого для миньяна, чтобы можно было прочитать Кадиш. Когда эти люди увидели двух евреев, проходящих мимо дверей их дома, они попросили: «Пожалуйста, дополните нам миньян. Асири кодеш — десятый свят!»
Антиквары не знали, как поступить. Если они останутся, чтобы дополнить миньян, они наверняка упустят очень выгодную сделку. С другой стороны, безусловно, важной заповедью было ответить Амен йеэй шмей раба на Кадиш, а также предоставить эту возможность другим евреям. Это был трудный выбор…
«Я ухожу, — решительно произнес Менаше. — Остается еще достаточно времени, чтобы прочитать молитву в любой другой синагоге. Я не могу упустить такой золотой шанс!» И он поспешил к месту деловой встречи.
А Элазар остался. И лишь после того, как в миньяне прочли Кадиш, он пустился догонять друга. Но, когда он прибыл на место, то обнаружил, что Менаше уже скупил для себя все по-настоящему ценные вещи. Оставалось лишь несколько совсем ветхих предметов.
Но Элазар не поддался отчаянию. «Всевышний благословит мое дело в заслугу заповеди, из-за которой я задержался», — сказал он себе. Он внимательно осмотрел оставшиеся предметы и выбрал старинную пуховую подушку, чехол которой был украшен искусной вышивкой. Продавец согласился на очень низкую цену, и Элазар отправился домой, довольный тем, что все же ушел не с пустыми руками.
По дороге он ощупывал купленную подушку, осторожно сжимая ее, чтобы определить ее качество. Он убедился, что она уже потеряла мягкость. «Ничего страшного. В конце концов, я умею реставрировать старые вещи», — успокаивал он себя.
Дома он начал вскрывать подушку, чтобы заменить ее содержимое. Из нее высыпались комки слипшихся и заплесневевших перьев. «Эта подушка хуже, чем я себя представлял», — подумал он. Но когда он взял большую охапку негодных перьев, чтобы их выбросить, его чуткие пальцы нащупали в слипшемся комке что-то твердое. «С каких это пор в перьевые подушки стали класть камни?!» — удивился Элазар. Внезапно он задержал дыхание: это был великолепно обработанный бриллиант!
Элазар немедленно отправился в торговую часть города к еврейскому ювелиру и продал драгоценный камень за огромную для него сумму — пятьдесят золотых динаров! «Всевышний действительно благословил меня, — подумал он. — В конце концов, я не остался в накладе».
Но когда он возвратился домой с деньгами, более опытные родственники охладили его энтузиазм. «Тебя просто обманули, — сказали ему. — На самом деле, подобные драгоценные камни стоят как минимум вдвое дороже!»
«Я никогда не отменял своих сделок, — с достоинством сказал Элазар. — И сейчас я тоже не стану просить ювелира, чтобы он возвратил мне этот бриллиант».
Жена попыталась убедить его. «Элазар, — сказала она, — этот ювелир сразу понял, что ты не разбираешься в бриллиантах, и просто смошенничал!».
«И все же я бы не хотел нарушать своего слова! Ведь я согласился на его цену и, в конце концов, для меня эти деньги просто упали с неба! Неужели я должен жадничать и требовать еще больше?!»
«Тут дело не в жадности, а в алахе! — не отступала жена. — Это была сделка по заблуждению! Ведь известно, что, если покупатель, пользуясь неведением продавца, заплатил за товар на одну пятую меньше его подлинной стоимости, сделку можно расторгнуть».
И тогда Элазар решил обратиться к самому авторитетному законоучителю Багдада — Бен Иш Хаю.
Бен Иш Хай внимательно выслушал рассказ этого человека, а затем объяснил ему: «Сынок, ты пять раз ответил Амен на Хаци-Кадиш, который произносили в этом миньяне. А наши мудрецы говорят, что каждый Амен обладает ценностью пяти золотых монет (Тосафот на Бава кама 91б). Поэтому-то Небеса наградили тебя пятьюдесятью золотыми динарами. Но, конечно, основная награда за выполненную заповедь ожидает тебя в Будущем мире».
Таким образом, Элазар удостоился точной суммы, указанной мудрецами! В заслугу за произнесение Амен человеку дается чудесное благословение в этом мире и безмерная награда — в Будущем.
Издательство Пардес
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю