Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Одежда, Бейн аМецарим, Месяц Ав, Траур по Храму, Стирка
Стирка и смена одежды в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»
Введение
Стирка одежды для использования ее после 9 ава
Еврей, стирающий одежду для неевреев
Если еврей, прекратив стирать одежды неевреев публично, не сможет заработать себе достаточной суммы на пропитание, то такая деятельность разрешена (ע» מ"ב ושעה"צ ס"ק מ"ד).
Единственная одежда
Постельное белье, носовые платки, скатерти, полотенца
Стирка детской одежды
Стирка для заповеди
Ношение свежевыстиранной одежды
По этой причине рекомендуется провести подготовку до наступления «Девяти дней», нося костюмы, брюки, рубашки, юбки, блузки, свитера, пиджаки, пальто и т.п. Если они были в употреблении хотя бы небольшое время перед «Девятью днями», то их можно носить и в течение «Девяти дней» (ע» יו"ד ס» שפ"ט ס"א וש"ך ס"ק ד» ודוק).
Смена постельного белья
Смена одежды на субботу
В наши дни большинство поступает в соответствии с обычаем Виленского Гаона, позволяющим переодеваться в субботние одежды, даже если 9 ава выпадает на субботу (ע» גר"א ס» תקנ"א ס"ק ג» ומ"ב ס"ק ו» מר"י עמדין, וע» ערה"ש ס» י"א וש"פ). Это разрешено, даже если одежда является свежевыстиранной или почищенной (מ"ב ס"ק ל"ה). Новая одежда, однако, запрещена даже в субботу (מ"ב ס"ק מ"ה). Хотя разрешено менять скатерти на субботу, смена постельного белья запрещена (מ"ב ס"ק ל"ג).
Поскольку в соответствии с этим обычаем в субботу разрешено менять одежду, если человек забыл приготовить достаточное количество одежды перед наступлением «Девяти дней» (см. 8) (например, рубашек), то он может сменить рубашку в пятницу вечером, а затем в субботу утром сменить ее на другую. Обе эти рубашки потом можно будет носить в будние дни. Кратковременное (см. 8) ношение одежды в субботу специально с целью сделать возможным ее ношение в будние дни, запрещено, поскольку это будет «приготовление с субботы на будни» (כך נראה). Следовательно, разрешение относится лишь к одежде, пригодной к ношению в субботу (כך נראה).
Если одежда загрязнилась
Смена одежды ради проведения обрезания
Производство и починка одежды
Ношение новой одежды
В течение «Девяти дней» нельзя носить новую одежду, даже такую, на которую не произносится благословение שהחיינו (ס» תקנ"א ס"ו ומ"ב ס"ק מ"ה). Следовательно, нельзя надевать даже новые рубашки, обувь, носки, нижнее белье и т.п. (ע» שם) Также, если одежда была куплена до наступления «Девяти дней» и благословение было произнесено в момент покупки, но одежду еще не носили, запрещено надевать ее в первый раз во время «Девяти дней» (שם).
Покупка и производство одежды
Производство одежды для других
Ткание, вязание, вышивка
Мы узнали (см. 2), что во время «Девяти дней» запрещено производить одежду. Соответственно, запрещено также вязать и вышивать, даже если работа будет завершена лишь после «Девяти дней» (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).
Починка одежды
Полирование обуви
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Читайте обзор по теме Бейн аМецарим — три недели траура
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю